Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Моя бабушка уговаривает меня носить нескромную одежду. Что делать?

Темы: Реувен Куклин, Скромность, Почитание родителей, Скромность в одежде

Отложить Отложено

Здравствуйте, ребе! Чтобы Вы поняли мою проблему, немного о себе. Мне 16 лет, живу с мамой. Её мать, моя бабушка, живёт рядом и старается полностью контролировать нашу жизнь. Она очень строга и вспыльчива, но строга не в общепринятом понятии. Её идеал внучки — это бойкая девочка, с кучей друзей, всегда в компании, модно одевается, хорошо красится и т.д. Религиозных евреев она называет «чёрными страшилищами». В шутку, конечно, но всё же. Я не такая. Компанию не люблю, философствовать люблю, моду ненавижу, как и вещевые магазины, хоть и одеваюсь хорошо. С бабушкой мы периодически заключаем договоры. Вот, например, она хотела, чтобы я носила мини-юбки. А я не хотела. В обмен на относительно закрытую одежду у меня теперь зелёно-малиновые волосы, что её чрезвычайно радует, да и я не против. Волосы — не зубы, отрастут. Но вот, бабушка хочет, чтобы я сделала себе дополнительные дырки в ухе. У меня сейчас в одном ухе две дырки, но бабушка хочет больше. В принципе, их за волосами и видно-то не очень будет. Но что делать, я не знаю. Была бы признательна, если бы Вы эту ситуацию прокомментировали и, вообще, рассказали бы мне об отношении иудаизма к пирсингу. Заранее Вам благодарна. С уважением, А.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая А.,

Из того, что Вы рассказываете о себе, видно, насколько Вы скромная девушка. Это свидетельствует о богатом духовном мире (подробнее о связи скромности с развитой духовностью см. статью «Почему на Вашем сайте столько внимания уделяется женской скромности?», а также «Как относиться к женской красоте?»).

Значение этого качества проясняется из слов пророка Михи (6, 8): «Сказано тебе, человек, что добро и что Г-сподь требует от тебя: … и скромно ходить пред Б-гом твоим». Еврей, обладающий скромностью, удостаивается самых высших достоинств. Говорят мудрецы в трактате Мегила (13 б): «За скромность, которой обладала Рахель, она удостоилась того, что её потомком был праведный царь Шауль, а Шауль за свою скромность удостоился того, что его потомком стала царица Эстер». Скромный человек удостаивается мудрости, как сказано в книге Мишлей (11, 2): «И со скромными мудрость». И ему Творец даёт праведных детей, как следует из сказанного в трактате Йома (47а).

Особенно важно это качество для еврейской женщины. Мидраш Дварим Рабба (глава Ки Тэцэ) объясняет, что Всевышний создал женщину из ребра, которое скрыто от глаз, чтобы чувство скромности было для неё естественным. А Виленский Гаон писал в послании своим домочадцам, что скромность так же важна для женщины, как для мужчины — изучение Торы. Из этих слов следует, что скромность — самое важное качество для еврейской женщины (ведь изучение Торы — самая главная заповедь для мужчины). Разумеется, скромность выражается не только в одежде (о скромной одежде см. «Какая женская одежда кошерная?»), но и в манере разговора, поведения в обществе.

Именно поэтому очень важно уделить скромности максимальное внимание. И тут не может быть никаких компромиссов или уступок. В этом вопросе неуместны никакие «договоры» с бабушкой. Вы должны чётко прояснить бабушке, что скромность — это самая важная вещь для Вас, и Вы ни под какими угрозами и давлением не откажитесь ни от каких моментов, связанных с этим качеством. Конечно же, важно заявить это бабушке спокойно и с максимальным уважением, но заявление должно быть однозначным. Вначале будет тяжело, бабушка, несомненно, будет пытаться всеми силами принудить Вас действовать по её желанию, но когда она увидит, что Вы непоколебимы в решении не идти на какие бы то ни было компромиссы в вопросах скромности, она Вас оставит.

Иначе, если она будет видеть, что на Вас можно воздействовать — путём тех или иных договоров или каким-либо иным путём, она будет продолжать на Вас давить, и уступки в вопросах скромности, следующие одна за другой, могут, в конце концов, привести, не дай Б-г, к большому духовному падению.

По поводу пирсинга. Несомненно, прокалывать ухо более чем в одном месте — противоречит «духу» скромности, и этого ни в коем случае не стоит делать. Подробнее о пирсинге см. «Является ли пирсинг запрещённым для еврея?».

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ