Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я всегда должен вставать перед пожилым человеком?

Темы: Уважение, Яков Шуб

Отложить Отложено

Сказано: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца». Всегда ли эти слова следует понимать и исполнять буквально? Т.е. бывают бытовые ситуации, когда, например, я сижу, подходит седой/пожилой человек, говорит пару слов и идет дальше, всегда ли в этих случаях надо встать? А бывает, что в общественном месте или во время какого-то мероприятия это привлечет внимание и нарушит порядок... Заранее благодарю за ответ!

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Сказано в Торе (Ваикра 19:32) «Перед сединой вставай и уважай лицо старца, и бойся Б-га твоего». Из этого стиха выводят два отдельных закона: во-первых, обязанность вставать перед пожилым человеком, поскольку сказано «перед сединой»; во-вторых, обязанность вставать и оказывать уважение мудрецу Торы, поскольку сказано «лицо старца» (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 244:1). Рассмотрим некоторые положения, связанные с первым законом, который Вы упоминаете в своём вопросе.

1. Необходимо вставать перед пожилым человеком, достигшим семидесяти лет, даже если он не является мудрецом Торы.

2. Цель выполнения данного закона — оказать уважение пожилому человеку. Поэтому, например, обязанность уступить место в автобусе не предписывается этим законом, это часть выполнения другой заповеди — делать добрые дела, гмилут хасадим (Шевет а-Леви, Йорэ Дэа 114).

3. Обязанность вставать «вступает в действие», когда пожилой человек приблизился к Вам на расстояние четыре амы (приблизительно 2 метра), поскольку в такой ситуации понятно: Вы встаете, чтобы оказать ему уважение.

4. Снова сесть можно после того, как пожилой человек прошел мимо Вас или сел сам (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 244:2). Если пожилой человек остановился и решил стоять рядом с Вами (но не просто, чтобы перевести дух), то разрешено сесть после того, как стало ясно: Вы встали, чтобы оказать ему уважение (респонс Мишнэ Алохот 7:152).

5. Запрещено отворачиваться или делать вид, что не видишь, как приближается пожилой человек. Об этом сказано в обсуждаемом стихе: «…и бойся Б-га твоего» — т.е. Вс-вышний знает мысли человека.

6. Обязанность «вставать перед сединой» не распространяется на больного или скорбящего (Рамо, Йорэ Дэа 376:1).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ