Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем Б-г создал несовершенного человека в несовершенном мире?

Темы: Свобода выбора, РАМХАЛЬ, Даат твунот, Самосовершенствование, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом! Помогите понять, почему мудрецы Торы учат, что Творец сотворил человека и весь мир НЕСОВЕРШЕННЫМИ, ведь Всевышний Сам назвал их сотворёнными «хорошо ОЧЕНЬ»? Получив ПО ОБРАЗУ Всевышнего — разум (интеллект), премудрость (логичность, способность постигать, видеть суть вещей), свободу (выбора), словесность, способность быть творцом, и поставлен повелевать миром (быть царём). Понятно, что получив ОБРАЗ, человек призван к ПОДОБИЮ: уподобиться Всевышнему (стать на Него похожим) в святости и совершенстве, научившись любить Творца и его творение. Любовь, милосердие, делание добра и т.п. НЕ МОГУТ быть свободному существу НАВЯЗАНЫ, поэтому стать подобными (в любви — как главная заповедь) можно только СВОБОДНО! Поэтому, если по логике признать, что Совершенство НЕ МОЖЕТ творить ПО СВОЕМУ ОБРАЗУ несовершенное и называть его созданным «хорошо очень», то, значит, Творец творит максимально совершенное творение («хорошо ОЧЕНЬ»), с возможностью достичь ПОДОБИЯ. Которое своей СВОБОДОЙ, с Б-жественной помощью, должно не только БЫТЬ совершенным, но и СВОБОДНО ПОСТУПАТЬ совершенно (т.е. богоподобно), т.к. СВОБОДА (данная по Образу Всевышнего) предполагает совершенному творению и не поступать богоподобно (творить волю не Всевышнего, а Нахаша). Мне видится, что Адам был сотворён СОВЕРШЕННЫМ (быть владыкой на земле по образу и подобию Творца), но по СВОБОДЕ выбора поступил против добра и поэтому не достиг ПОДОБИЯ, и повредил свою природу (отпал от источника любви и жизни, и обрёк на проклятие землю). В чём эти выводы относительно мнения, что Творец творит НЕСОВЕРШЕННОЕ, ошибочны? Потому что вижу не логичным создать по Своему образу НЕСОВЕРШЕННОЕ творение (Творец уже как бы Себя ограничивает?) и назвать его «очень хорошим»? С уважением, Михаил

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Михаил,

Творец, будучи всемогущим, несомненно, мог создать человека, а также и весь мир, совершенными. Тем не менее, Он этого явно не сделал. Другими словами, мы видим, что творение совершенно не соответствует Творцу! Как это возможно?

Ответу на этот вопрос посвящена немалая часть книги Рамхаля (Рабейну Мойше Хаима Луцатто) Даат Твунот. Попытаюсь подытожить его ответ на этот вопрос в нескольких кратких фразах, и одновременно позволю себе посоветовать Вам изучить эту удивительную книгу самостоятельно.

1. Будучи источником блага, Создатель дать благо.

2. Чтобы дать благо, нужен тот, кто его примет.

3. Создатель создал творения, которые существуют как бы отдельно от Него и получают от Него благо.

4. Будучи всемогущим и совершенным, Создатель делает максимально возможное благо.

5. Создание получает максимальное наслаждение от близости к Создателю.

6. Для максимальной близости необходимо максимальное сходство.

7. Поэтому человек создан по Образу и Подобию.

8. Создатель Один по определению.

9. Следовательно, Создатель самодостаточен.

10. Человек, созданный по Образу и Подобию, максимальное наслаждение получает от дела рук своих, то есть, от самодостаточности.

11. Следовательно, чтобы дать творению максимальное наслаждение, необходимо позволить ему заработать это наслаждение самостоятельно.

12. Для того чтобы обеспечить творению возможность заработать наслаждение, нужно было создать несовершенный мир, который дал бы творению возможность приложить усилия к исправлению этого мира (который включает в себя и само творение — самого человека).

13. Получается, что цель создания мира достигается именно благодаря тому, что мир несовершенен.

14. Кроме того, робот, который действует по заложенной в него программе, не может называться «автором» собственных действий и не может получать награду за добрые дела и наказание за дурные.

15. Поэтому человеку дана свобода выбора, которая позволяет ему пожать плоды собственных усилий.

То есть, создание ИМЕННО несовершенного человека в ИМЕННО несовершенном мире создало человеку поле деятельности, на котором человек выполняет замысел Творца — самостоятельно зарабатывает себе наслаждение будущего мира. Всё это — при условии, что исправление мира происходит в результате свободного выбора, совершённого человеком.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Как Всевышний создал то, что абсолютно Ему противоположно?

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ