Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда наркоман в ломках кончает жизнь самоубийством, это хорошо?

Темы: Провидение, Грех, РАМХАЛЬ, Благословения, Зло, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом! Часто читаю, что ЗЛО — это скрытое ДОБРО. Понимаю, что на человека действует зло для того, чтобы он сделал выбор в сторону исполнения воли Всевышнего, а злое движение своего разума и сердца отверг. Что, отвергая зло, человек очищается от его влияния, а с терпением перенося злые обстоятельства своей жизни, человек искупает свои грехи, а праведники — и грехи предыдущих поколений. Однако, читая в Берейшит: «Если будешь добро творить, простится (тебе), а если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение, — ты же властвуй над ним!» (Берейшит 4,7), понимаю, что если человек НЕ ДЕЛАЕТ ДОБРО — это ГРЕХ. Но как тогда ГРЕХ, который есть зло, может быть СКРЫТЫМ ДОБРОМ? Есть ли СКРЫТОЕ ДОБРО в САМОУБИЙСТВЕ? Когда, например, у человека в аварии по вине водителя камаза погибла вся семья? Допустим, что для погибших это добро, но если человек, страдая о потере близких, лишил жизни водителя камаза и самого себя, то КАКОЕ СКРЫТОЕ ДОБРО в его САМОУБИЙСТВЕ; или когда наркоман в ломках кончает жизнь самоубийством, или когда умирает маньяк, который не остановился во зле? Основной ВОПРОС: если испытание злом НЕ ПРИВЕЛО человека к духовному росту, но, напротив — к большему падению, то как это зло назвать для него скрытым добром? И почему при всемирном потопе зло не явилось для тех людей скрытым добром? Неужели и ГРЕХ Адама можно назвать СКРЫТЫМ ДОБРОМ? Поясните, пожалуйста, с уважением, Михаил

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Михаил,

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, давайте попытаемся разобрать мишну в начале 9-ой главы трактата Брохос. Я думаю, что это поможет нам придти к ответу.

Сказано в Мишне: «На добрые вести произносят благословение Благословен Творящий добро и Приумножающий творение добра. На дурные вести произносят Благословен Судья Истинный… Если произносить на дурные вести благословение, как на добрые, или на добрые, как на дурные, или молиться о том, что уже свершилось, — это пустая молитва».

Давайте вдумаемся в эти слова. Что говорит нам мишна? С одной стороны, надо произносить благословение на плохие новости — получается, что плохие новости это тоже что-то хорошее. С другой стороны, на хорошую и плохую весть установлены два разных благословления. Более того, тот, кто их путает, произносит пустую, бессмысленную молитву. Значит, зло это всё же плохо. В чём же дело?

Ответы на эти вопросы можно найти, изучив книгу Рамхаля (Рабейну Моше-Хаима Луцатто) Даас Твунос. Там сказано: Всевышний управляет этим миром с помощью двух параллельных и взаимосвязанных процессов. Один процесс имеет форму справедливого суда, а другой — форму раскрытия единства Вс-вышнего. Оба эти процесса скрыты от нас, но в разной степени. Процесс справедливого суда проявляется в той или иной мере в зависимости от нашего поведения, а процесс раскрытия единства полностью скрыт от нас. Смысл процесса справедливого суда — дать нам возможность самим создать свой будущий мир, сделав правильный выбор (более подробное разъяснение см. ниже). Смысл процесса раскрытия единства — дать нам в будущем мире наслаждение от познания единства Творца.

Та реальность, в которой мы живём и с которой имеем дело, — это реальность справедливого суда. В этой реальности существует хорошее и плохое, заповеди и грехи, награда и наказание. Нам даётся свобода выбора, чтобы мы выбрали добро. Если нам удаётся это сделать — хорошо, если не удаётся — плохо. Если мы выполняем заповедь, мы улучшаем себя и весь мир, если (не дай Б-г) грешим, вредим себе и другим. Это совершенно однозначно. То же самое можно сказать про события, которые происходят с нами. Если мы (не дай Б-г) потеряли кошелёк, сломали ногу, заболели ангиной — это плохо. Если мы выиграли в лотерею, у нас родился здоровый ребёнок, нас приняли на хорошую работу — это хорошо.

Не в каждой ситуации легко определить, как нужно правильно поступать, но не сложно разделить события на хорошие и плохие. Здесь не должно возникать сомнений.

Гибель в автокатастрофе, самоубийство, смерть от наркотиков — это, несомненно, большие трагедии. Близкие погибших обязаны оплакивать их, сидеть по ним шив-а. Человеку, у которого умер один из близких, в течение целого года нельзя радоваться и танцевать. Мы рассматриваем смерть как несомненное зло. Когда мы слышим или читаем про подобные случаи, нам должно стать неприятно, плохо, грустно.

На нас лежит вполне однозначное обязательство быть праведниками и не быть грешниками (см., например, трактат Нида 30 б). Человека, который грешит, можно осуждать или жалеть, но не следует думать, что он делает что-то положительное, хорошее. То же самое относится в полной мере к греху Адама. Грех Адама это первопричина всего плохого, что произошло за всю историю человечества.

Теперь давайте вернёмся к первому вопросу. Почему мы всё же произносим благословление, получив известие о смерти? Это связано со вторым процессом. Рамхаль пишет, что КАЖДОЕ событие, которое происходит в мире, приближает нас к окончательному исправлению. То есть, даже трагические происшествия, в конце концов, помогут нам осмыслить единство Вс-вышнего. Наоборот, чем ниже мы опускаемся, чем нам труднее, хуже, чем больше сгущается мрак сокрытия Лика Всевышнего, тем более феерическим будет раскрытие Его единства. Осознав это, мы можем благодарить Его даже за плохое. При этом ещё раз хочу напомнить, что нам совершенно однозначно запрещено грешить и, таким образом, специально увеличивать сокрытие Лика и тьму. С другой стороны, тот, кто грешит, всё равно не сможет помешать Вс-вышнему выполнить Его замысел — дать нам бесконечное добро, доставить бесконечное наслаждения от осознания Его единства. Наоборот, грех в конце концов выльется в ещё большее раскрытие Единства.

Зачем же нужно зло? Приведу Вам отрывок из другого ответа, где об этом говорится.

В Талмуде есть понятие наама де-кисуфа — «хлеб стыда», т.е. чувство стыда, которое человек испытывает, когда получает что-то бесплатно. Именно поэтому и был создан мир, в котором лик Творца сокрыт: такое «устройство» мира позволяет человеку, пользуясь свободой выбора, совершить правильный выбор и заработать максимальную награду.

Рамхаль развивает и расширяет эту идею (конечно, основываясь на источниках). Он говорит: чтобы избежать проблемы с наама де-кисуфа, достаточно заплатить человеку точно так же, как платят заработную плату рабочему на фабрике. При этом рабочий не пользуется произведённым им продуктом, а полученные деньги тоже тратит совсем не на то, что сделал своими руками. В этом случае уже нет проблемы стыда — получать зарплату совсем не стыдно, но остаётся другая «проблема»: человек совершает какие-то бессмысленные для него действия, чтобы затем получить за это какие-то блага. Рамхаль говорит: мы не просто получаем вечное наслаждение не бесплатно, мы сами, своими руками, строим свой будущий мир. Таким образом, мы не просто являемся владельцами дома, в котором будем жить. Мы его сами спроектировали и построили для себя. Понятно, что в доме, который человек построил по собственному проекту, жить намного приятнее, чем просто в купленной на честно заработанные деньги квартире.

Почему же Вс-вышний создал человека с этим желанием — жить в мире, созданным им самим? Дело в том, что наибольшее наслаждение — это приближение к Творцу, соединение с Ним. Такое соединение возможно только при условии, что человек (так сказать) уподобится Ему. Творец, будучи по определению Единственным, ничего не от кого не получает. Следовательно, человек, созданный по Его образу и подобию, тоже стремится к полной самодостаточности.

Рамхаль, а также рав Хаим Фридландер в комментарии на книгу Рамхаля Даас Твунос объясняют, что в будущем, оглядываясь назад, мы увидим, что зло и страдания тоже сыграли положительную роль. Более того, Рамхаль перечисляет пять способов, которыми зло служит добру:

  1. Зло используется для того, чтобы ярче был виден свет совершенства.
  2. Чем сильнее зло в начале, тем большее озарение придёт, когда зло будет уничтожено и проявится единство Вс-вышнего.
  3. Зло ставит человека перед испытанием и, таким образом, приносит награду победившему его.
  4. Побеждая зло, человек участвует в исправлении всего Творения
  5. Успех злодеев подвергает веру праведников проверке и даёт им возможность укрепиться в вере

А вот более короткое и точное изложение приведённой выше логики:

Логическая цепочка Рамхаля выглядит приблизительно так (тут я опираюсь на урок рава М. А. Шохатовича по книге Даас Твунос, который посещаю):

1. Создание получает максимальное наслаждение от близости к Создателю.

2. Для максимальной близости необходимo максимальное сходство.

3. Создатель Один по определению.

4. Следовательно, Создатель самодостаточен.

5. Человек создан по Образу и Подобию, поэтому получает максимальное наслаждение от дела рук своих

6. Этот мир устроен так, что награда в будущем мире будет являться естественным продолжением того, что человек достиг в этом мире. Будучи совершенным, Вс-вышний ничего не делает просто так. Создать мир, в котором человек мог бы пройти испытания, затем выбросить старый мир на помойку и создать другой, новый мир, предназначенный для получения награды? Это противоречило бы совершенству Вс-вышнего.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте:

Даат Твунот

Зачем нужен Сатан?

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ