Темы: Мидраш, Значение слов в Торе, Драш, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Уважаемый рав, скажите, пожалуйста, драш и мидраш — это одно и то же? C уважением, Игорь
Здравствуйте, уважаемый Игорь!
Эти слова действительно однокоренные, но их принятые значения различны. Драш — так принято называть третью ступень постижения Торы. Всего этих ступеней четыре — пшат (простое понимание текста), рэмез (намек), драш (поиск скрытого смысла) и сод (тайна).
Корень драш очень любопытный — основное его значение, казалось бы, не «изучение», тем не менее, место изучения Торы называют не иначе, как бейт-мидраш.
Рассмотрим несколько значений корня далет-рэйш-шин, как он упоминается в Танахе:
«Потребовать» — так сказано о находке, которую следует хранить, «пока не потребует ее брат твой, и вернешь ему» (Дварим 22:2).
«Взыскать» — так говорил Реувен братьям, когда неузнанный ими Йосеф обвинил их в шпионаже: «…Говорил я вам — не грешите против ребенка, и вот, кровь его взыскивается» (Берешит, 42:22).
«Заботиться» — так оплакивал пророк будущее еврейского народа и Земли Израиля: «А тебе дам Я исцеление, исцелю тебя от язв твоих, — сказал Господь, — ибо назвали тебя отверженным: “Это Цийон, никто не печется о нем”» (Ирмияу 30:17)
«Обращаться к кому-либо с целью выяснения» — так Ривка, будучи беременной Яаковом и Эсавом, «пошла вопросить Всевышнего» — что с ней происходит. См. также запрет Торы «вопрошать мертвых».
«Искать» — «Ищет шерсть и лен» (Мишлей 31:13). Царь Шломо восхваляет усердную жену, которая не ждет, что ей дадут материал для работы, а разыскивает его сама.
Оттенком этого значения можно считать «добиваться»: «добиваться того, чтобы кому-то было хорошо, или наоборот», как сказано о Мордехае, например: «Ищет добра своему народу» (Эстер, 10:3), а также предложение мира перед осадой города.
«Выяснять» — «И послал Давид разузнать об этой женщине; и сказали: это же Бат-Шева, дочь Элиама, жена Урии Хиттийца» (Шмуэль II 11:3).
Наши мудрецы использовали это слово в основном в смысле «толковать, учить», отсюда и название Дома Учения. Однако теперь, рассмотрев приведенные значения корня драш, мы можем лучше понять, как надо учить Тору — в стремлении понять ее как можно глубже, найти истину.
Словом мидраш обозначают толкование мудрецами текста Торы, как правило, неалахического толка, а также сборник таких толкований.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Тора с комментарием Раши
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Раби Ишмаэль
Текст барайты Раби Ишмаэля
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Ашер Кушнир
Кабала. Причем тут два «б»?
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»
В этих законах мудрецы тоже пытались истолковать намерение Торы. Но пользовались они при этом не логикой, а правилами толкования, полученными на Синае, а также, возможно, и другими известными им правилами семантики языка
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ