Темы: Рав Реувен Куклин, Досуг, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Тот, кто отвлёкся от изучения Торы, заметив красоту пейзажа, достоин смерти»? Цитата, извиняюсь, не точна… Как Вы можете это прокомментировать? Как иудаизм относится к еврею, который имеет хобби помимо изучения Торы? Спасибо! А.
Уважаемый А.,
Вы задаёте хороший вопрос, который связан с важными основами еврейского мировоззрения.
Как Вы сами пишете, цитата, приведённая Вами, не точна. А для того, чтобы правильно понять то или иное изречение еврейских мудрецов, всегда необходимо, прежде всего, обратить внимание на точность цитируемого изречения. Причина: наши мудрецы придавали огромное значение каждому употребляемому ими слову. Понятно, что для истинного понимания их изречений необходимо задуматься над каждым словом. Если же цитата будет неточна, мы не сможем точно понять значение каждого слова и, следовательно, правильно понять изречение мудрецов.
Постараюсь привести более точный, насколько это возможно (о неизбежности неточностей в любом переводе см. Изучение Торы в переводе — это изучение Торы?), перевод высказывания: Рабби Яаков говорил: «О том, кто находится в пути и повторяет слова Торы, и обрывает себя, восклицая: “Как прекрасно это дерево! Как прекрасна эта пашня!”, сказано в Торе, что он совершает такой же грех, как тот, кто понапрасну подвергает свою жизнь опасности» (или: «оценивает его Писание — маалэ алав hа-катув — как будто — кэилу — достоин смерти» Пиркей Авот 3, 9).
Главное, что необходимо понять в этой мишне: в чём грех человека, восхищающегося природой, и почему его наказание так сурово?
Прерывая изучение Торы для разговора, в котором нет необходимости, человек показывает, что Тора ему не важна. И тем самым выражает своё пренебрежение к самому большому дару из всех, которые дал нам Творец (Брахот 5а). Ведь только с помощью Торы мы сможем унаследовать будущий мир, как это следует из слов мудрецов в трактате Санhедрин (99 б). Сказано в мидраше Мишлей Рабта (14): «Тот, кто приобрёл мудрость (Торы) в этом мире, обещано ему, что будет в будущем мире, а тот, кто не приобрёл мудрость (Торы) в этом мире, будет (находиться) в аду» (см. также слова Виленского Гаона в книге Имрэй Ноам 17 б).
Из изложенного видно, что мишна не запрещает еврею иметь какое-то хобби. Однако каждый должен знать, что главное, для чего он находится в этом мире, — это изучение Торы. И его человек должен сделать основным занятием в своей жизни. А что человек считает основным, определяется, прежде всего, его отношением к этому предмету. Например, если еврей, занимаясь Торой, отключает все мобильные телефоны и не отвлекается на посторонние предметы, это показывает, насколько важна для него Тора.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Почему в общем списке Десяти заповедей эта, про субботу, стоит именно здесь, после трех первых? Ей место либо в начале, либо в конце
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ