Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разрешается ли еврею иметь хобби помимо изучения Торы?

Темы: Рав Реувен Куклин, Досуг, Изучение Торы

Отложить Отложено

«Тот, кто отвлёкся от изучения Торы, заметив красоту пейзажа, достоин смерти»? Цитата, извиняюсь, не точна… Как Вы можете это прокомментировать? Как иудаизм относится к еврею, который имеет хобби помимо изучения Торы? Спасибо! А.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый А.,

Вы задаёте хороший вопрос, который связан с важными основами еврейского мировоззрения.

Как Вы сами пишете, цитата, приведённая Вами, не точна. А для того, чтобы правильно понять то или иное изречение еврейских мудрецов, всегда необходимо, прежде всего, обратить внимание на точность цитируемого изречения. Причина: наши мудрецы придавали огромное значение каждому употребляемому ими слову. Понятно, что для истинного понимания их изречений необходимо задуматься над каждым словом. Если же цитата будет неточна, мы не сможем точно понять значение каждого слова и, следовательно, правильно понять изречение мудрецов.

Постараюсь привести более точный, насколько это возможно (о неизбежности неточностей в любом переводе см. Изучение Торы в переводе — это изучение Торы?), перевод высказывания: Рабби Яаков говорил: «О том, кто находится в пути и повторяет слова Торы, и обрывает себя, восклицая: “Как прекрасно это дерево! Как прекрасна эта пашня!”, сказано в Торе, что он совершает такой же грех, как тот, кто понапрасну подвергает свою жизнь опасности» (или: «оценивает его Писание — маалэ алав hа-катув — как будто — кэилу — достоин смерти» Пиркей Авот 3, 9).

Главное, что необходимо понять в этой мишне: в чём грех человека, восхищающегося природой, и почему его наказание так сурово?

Прерывая изучение Торы для разговора, в котором нет необходимости, человек показывает, что Тора ему не важна. И тем самым выражает своё пренебрежение к самому большому дару из всех, которые дал нам Творец (Брахот 5а). Ведь только с помощью Торы мы сможем унаследовать будущий мир, как это следует из слов мудрецов в трактате Санhедрин (99 б). Сказано в мидраше Мишлей Рабта (14): «Тот, кто приобрёл мудрость (Торы) в этом мире, обещано ему, что будет в будущем мире, а тот, кто не приобрёл мудрость (Торы) в этом мире, будет (находиться) в аду» (см. также слова Виленского Гаона в книге Имрэй Ноам 17 б).

Из изложенного видно, что мишна не запрещает еврею иметь какое-то хобби. Однако каждый должен знать, что главное, для чего он находится в этом мире, — это изучение Торы. И его человек должен сделать основным занятием в своей жизни. А что человек считает основным, определяется, прежде всего, его отношением к этому предмету. Например, если еврей, занимаясь Торой, отключает все мобильные телефоны и не отвлекается на посторонние предметы, это показывает, насколько важна для него Тора.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Кризис среднего возраста и хобби

Искусство любить себя и хобби

Хобби — теория Дарвина?

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ