Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как стать евреем без гиюра?

Темы: Гиюр, Рав Реувен Куклин, Неевреи, Раб, Еврейский закон, Бней Ноах, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Мне интересно подробно узнать о законе, когда раб еврея (нееврей) получает свободу и становится евреем. Что это за закон? И где мы видим отражение такой алахи? N.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый N.,

Когда еврей покупает раба-нееврея, раб должен пройти процедуру, похожую на гиюр, которая включает в себя обрезание, окунание в микву и принятие на себя обязанности выполнять законы Торы. Таким образом, раб становится в какой-то степени евреем — он обязан выполнять те заповеди, которые обязана выполнять женщина (заповеди, для исполнения которых не установлено точного времени). Такой раб в талмудической литературе называется кнаанейским рабом (эвед кнаани).

«Кнаанейский раб» не обязательно должен быть кнаанейцем по рождению, может вести своё происхождение от разных народов. Он называется кнаани потому, что Ноах проклял Кнаана, сказав: «Раб рабов будет он у братьев своих» (Бэрейшит 9, 25).

РАМБАМ (Маймонид) пишет (Законы о рабах 8, 13), что вся упомянутая процедура должна происходить по желанию раба. Если раб не желает, хозяин может в первый год оставить его у себя — в надежде, что в дальнейшем сможет уговорить его пройти эту процедуру. Если же раб и тогда не захочет, хозяин не может оставить его себе, он обязан продать раба нееврею.

Хозяину предписано вести себя с рабом милосердно. Сказано в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 267, 17): «Проявление благочестия и путь мудрости — чтобы человек был милосерден и не отягчал ярмо раба, и не притеснял его, и чтобы кормил и поил его от всех блюд и напитков, и не унижал его — ни рукой, ни словами, и не умножал крики и гнев, но говорил с ним спокойно и выслушивал его доводы».

В талмудической литературе упоминаются рабы различных таннаев (мудрецов Мишны) и амораев (мудрецов Талмуда). Самый известный из них — Теви, раб Раббана Гамлиэля. Мишна (трактат Сукка 20, 2) сообщает, что Теви был талмид-хахамом (мудрецом, знатоком Торы) и изучение Торы было настолько важно для него, что он готов был спать под кроватью в сукке Раббана Гамлиэля, чтобы услышать беседу мудрецов. Когда Теви умер, Раббан Гамлиэль скорбел о нём так, как если бы тот был его сыном (Талмуд, трактат Брахот 16 б). В книге Коэлет Яаков от имени Аризаля приводится, что Таби был гильгулем (одним из воплощений) персидского царя Кореша (Кира).

Когда хозяин освобождает раба, тот становится полноценным евреем и обязан выполнять все заповеди Торы, как любой другой еврей.

В Шульхан Арухе (Эвен а-Эзер 4, 20) приводится интересный закон — если мамзер женится на кнаанейской рабыне и у него родятся дети, дети будут считаться рабами. Если же хозяин освободит этих детей, то они станут евреями, которые не будут считаться мамзерами. Этот способ дает мамзеру возможность «очистить» своих детей от мамзерства.

В наши дни законы о рабах обычно не применяются, поскольку во множестве стран мира рабство запрещено, а Талмуд утверждает (Нэдарим 28а), что законы (имущественное право) того государства, в котором живут евреи, распространяются и на евреев.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Кто такие мамзеры?

Материалы по теме

Убеждения меняют генетику?

Рав Реувен Куклин

Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Что делать? Мой муж попал в каббалу Лайтмана...

Рав Ашер Кушнир

Израиль и человечество 3. Цикличность: зависимость от Всевышнего и собственная значимость

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ