Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как бороться с плохим началом, которое в себе?

Темы: Злое начало, Рав Реувен Куклин, Адам, Хава

Отложить Отложено

Как бороться с плохим началом, которое в себе? И.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый И.!

Чтобы победить врага, нужны две вещи: знать, в чём его сила, какое у него оружие, — это поможет вести себя с необходимой осторожностью; и знать военное искусство, т.е. знать, как побеждают врага.

Виленский Гаон писал: если мы хотим постичь суть любого явления или предмета, надо посмотреть, где это в первый раз упомянуто в Торе (см. об этом статью «Почему Лавану так много места уделяется в Торе?»). Значит, нам следует посмотреть, где в Торе впервые упоминается сила йецер а-ра (дурного стремления), а также где в Торе впервые приводятся «методы» борьбы с ним (основы «военного искусства»).

Доводы йецер а-ра впервые излагаются в Торе в главе Бэрейшит (3, 1). Это слова змея, который, как известно, и является йецером. «…Подлинно ли сказал Б-г: “Не ешьте ни от какого дерева в саду”?», сказал змей, намериваясь искусить Хаву отведать от запретного плода. Виленский Гаон пишет (Адэрет Элиягу): «Открыла здесь нам Тора, что у йецера всего два [основных] довода. Сначала он приходит к человеку с утверждением, что выполнять повеления Всевышнего никак невозмозжно, потому что они невыполнимы».

С таким доводом йецер а-ра обычно обращается к человеку, который недостаточно хорошо знаком с законами Торы, — потому что такому человеку кажется, что всё запрещено. Но тому, кто в точности знает законы Торы и границы, в которых действуют запреты, известно, что запретов немного и соблюдать их не так уж трудно. Поэтому довод змея не убедил Хаву, которая прекрасно знала, что Всевышний запретил, а что нет. Поэтому она ответила змею (стихи 2, 3): «…Из плодов деревьев этого сада мы можем есть. Только из плодов дерева, которое в середине сада, сказал Б-г: “Не ешьте от него…”».

Второй довод змея был (стих 4): «…умереть не умрёте». Т.е., вы не должны бояться, что умрёте, Всевышний имел в виду не физическую смерть, это всего лишь аллегорическое выражение, означающее увеличение знания, разума. Виленский гаон пишет: «И это второй довод йецер а-ра, [который он приводит], чтобы человек свернул с пути разума в толковании Торы, чтобы он увидел разрешение [там, где есть запрет] и “открыл смыслы”, противоречащие Закону».

Таковы основные доводы дурного стремления.

Информацию о том, как победить йецер а-ра, мы встречаем в Торе первый раз, когда Б-г упрекает Каина. Известно, что Каин принёс жертву Всевышнему не из лучшей части урожая и Всевышний его жертву не принял. Каину стало очень досадно, и лицо его поникло. «И сказал Господь Каину: “Отчего досадно тебе? И отчего поникло лицо твоё? Ведь если станешь лучше, прощён будешь, а если не станешь лучше, то у входа грех лежит, и к тебе влечение его, но ты будешь господствовать над ним”» (Бэрейшит 4, 5—6). Магид из Дубно в книге Оель Яков комментирует от имени Виленского Гаона: слова «у входа грех лежит» означают, что дурное стремление имеет силу только там, где есть «вход», т.е. когда человек сомневается, выполнить волю Всевышнего или нет. И, воспользовавшись этим «входом», говорит Магид из Дубно, йецер может с лёгкостью направить человека на дурной путь. Но если у человека нет «входа» для нарушения воли Всевышнего, если это представляется ему невозможным, йецер а-ра не сможет к нему «войти».

В Мидраш Тэилим (119) мы находим иное толкование слов «у входа грех лежит». Там сказано так: «Дурное стремление не входит в дом учения. Всю дорогу идёт вместе с человеком, а когда приходит [человек] в дом учения, нет у [йецера] разрешения заходить туда». Мидраш выводит это из слов «у входа грех лежит», т.е. у йецера хватает сил, чтобы победить человека, только пока тот не зашёл в бейт-мидраш (дом учения). Отсюда ясно, как можно победить йецер: с помощью изучения Торы. Подробнее об этом см. в статьях «Какая связь между праздниками Песах и Шавуот» и «Почему в Шавуот приносили два квасных хлеба».

И ещё один важный «метод» — возвести ограду и не приближаться к греху. Это следует из мидраша Бэмидбар Рабба (19, 2), где сказано, что змей всегда находится между оградами. Виленский Гаон объясняет (приводится в книге Эмуна вэ-Ашгаха), что этот мидраш учит: йецер сначала соблазняет человека преодолеть «ограду» запрета (пренебречь ограничениями, которые помогают избежать запрета, не оказаться с ним «лицом к лицу»), а не нарушить сам запрет. И это то, что сделал змей, когда принудил Хаву дотронуться до запрещенного дерева (как рассказывается в Мидраше — Берешт Рабба, 19), нарушив, тем самым, ограду, которую постановил Адам.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Как научиться выполнять собственные решения?

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ