Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Учить, чтобы всё забыть?

Темы: Рав Реувен Куклин, Душа, Каббала, Изучение Торы

Отложить Отложено

Здравствуйте, благодарю за еще один хороший ответ, спасибо, они мне очень помогают. Я знаю, что человека в утробе матери ангел обучает всей Торе и приходит момент, когда ангел ударяет его по губам и он все забывает (естественно, я понимаю, что это аллегория), но вот у меня по этому поводу возникло два вопроса. Первый: каков смысл того обучения, если все равно человек все забывает и начинает все учить заново? Второй: А Адама тоже при его формировании ангел бил по рту, чтобы он все забыл? Заранее благодарен за ответ. М.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый М.,

Талмуд в трактате Нида (30 б) описывает, как выглядит зародыш в утробе матери. К этому описанию Талмуд добавляет следующие слова: «И свеча горит над его головой.… И обучают его всей Торе полностью.… А когда выходит на воздух этого мира — приходит ангел, ударяет его по губам и устраняет из его памяти всю Тору полностью».

Маараль объясняет: говоря «свеча горит над его головой», мудрецы имели в виду душу, которая названа «свечой» (Мишлей 20, 27: «Душа человека — свеча Господа»). Душа не «погружается» в тело прежде, чем человек родится. Она находится над его головой, и там её «место жительства». И поскольку, пока зародыш находится в теле матери, его душа отделена от его материального тела, она удостаивается знания и понимания всей Торы. Потому что именно материя препятствует постижению и знанию Торы, которая духовна. Но когда ребёнок рождается, приходит ангел и ударяет его по губам, т.е. соединяет душу с телом. И поскольку душа соединилась с материальным телом, забывает она Тору.

Из объяснения Маараля следует: в словах «И обучают его всей Торе» не подразумевается какая-либо специфическая деятельность по обучению — душа сама постигает Тору. Теперь легче ответить на Ваш вопрос, каков смысл обучения, если человек всё равно всё забывает: речь идёт не об обучении, а о самостоятельном постижении души, которое происходит само по себе (ввиду того, что она духовная).

Объяснение Маараля помогает ответить и на Ваш второй вопрос — постигала ли Тору душа первого человека (который никогда не был в материнской утробе). Поскольку душа человека воспринимает Тору благодаря своей отделённости от материального, понятно, что душа первого человека также постигала Тору, воспринимала знание Торы, хотя первый человек и не был выношен матерью. Также можно предположить, что Адам не забыл Тору полностью и тогда, когда уже был создан, поскольку до греха (до того, как он попробовал плод с Древа Познания), он не был полностью погружён в материальное.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Рамхаль о противоборстве тела и души

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ