Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что говорит Иудаизм о «сердце»?

Темы: Рав Реувен Куклин, Душа, Каббала, Сердце

Отложить Отложено

Скажите, пожалуйста, что говорит Иудаизм о «сердце» (лев) — ассоциируется ли оно с самим человеком/душой человека? То есть можно ли поставить знак равенства: сердце = сам человек = душа человека? Если можно приведите, пожалуйста, ваши источники — книги. С большим уважением, Наталья

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Наталья!

У каждого органа в теле человека есть не только физиологические функции. У него имеется духовный прообраз, с которым связаны духовные «функции» этого органа.

Понять эти духовные «функции» мы можем, в том числе, основываясь и на физиологических функциях органа, поскольку физиологические и духовные функции неразрывно связаны. Говорит Иов (19, 26): «…и в плоти моей я вижу Б-га», т.е. мы можем понять что-то в духовном мире, если задумаемся о физиологических функциях нашего тела.

В Большом Толковом Словаре о сердце и его функции говорится так: «Центральный орган кровеносной системы животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам». Распределяя кровь по всем органам тела, сердце обеспечивает их жизнь.

В духовном плане кровь человека связана с его нэфэш (душой), как сказано в Торе (Дварим 12:23): «…кровь есть душа». Поэтому жизнь и сердце тесно связаны также в духовном плане. И так говорит Царь Шломо (Мишлей 4:23): «Больше всего хранимого береги сердце твоё, потому что из него источники жизни».

Каббалисты[1] пишут, что сердце — жилище духа (руах). Из этого можно сделать вывод, что сердце отождествляется с самим человеком в большей мере, чем другие органы.

Поэтому сердце также орган чувств[2], ведь чувства человека в наибольшей мере отождествляют с ним самим, его сущностью (интересно, что сердце является именно жилищем духа[3]руах; это слово на святом языке означает также «ветер», назначение которого — приводить в движение другие предметы). Об этом же сказано в книге Мишлей (14, 10): «Сердце знает свою горечь, и в радость его не вмешается чужой».

Тора говорит (Дварим 4, 39): «Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого». Т.е. существует возможность убедиться в существовании Всевышнего рациональным путём (см. Верить или знать?), но этого недостаточно, наша задача сделать веру также нашим чувством («и положи на сердце твоё»).

И ещё сказали мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 61а), что сердце — источник понимания. Это объясняется тем, что понимание зависит от чувства: чтобы понять что-либо, недостаточно внешнего знания, важно «прожить» это. Царь Давид восхвалял Всевышнего за то, что Тот дал женщине (в отличие от животных) «грудь напротив понимания», т.е. — напротив сердца (Брахот 10а).

В соответствии с этим можно понять, почему в Танахе мысль описывается как сказанное в сердце и не связывается с мозгом[4]. Существует два «вида» человеческой мысли: теоретическая мысль, место которой в мозгу, и мысль, которая выражает внутренние чувства человека. Место такой мысли — в сердце, т.к. сердце источник чувств.

Ещё сказано у каббалистов[5], что строение человека заключает в себе все силы духовных миров, а сердце человека, центр его тела, заключает в себе всё и соответствует Храму, центру мира, основе мироздания. Написано в Зоаре (Шалах 161, 1): «Посмотри: когда создал Всевышний человека в своём мире, устроил Он его по образцу высокому и достойному и дал ему силу и мощь в центре тела, где расположено сердце. И так же создал Всевышний этот мир, и сделал его единым телом… Океан окружает этот мир, а весь населённый мир с семьюдесятью народами окружает Иерусалим, а Иерусалим находится в центре всего населённого мира… А Храм окружает Святую Святых, где находится Шхина (Б-жественное присутствие), и покрывало, и керувы (херувимы на крышке Ковчега), и Ковчег завета, и это сердце…»

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Сердце знает свою горечь?, Тематический обзор «Совесть»


[1] Нэфеш а-Хаим 1, 14, а также во многих других каббалистических книгах.

[2] См., например, Дварим 19, 6: «А то мститель за кровь погонится за убийцею в горячности сердца своего…».

[3] Известно, что душа состоит из нескольких частей: нэфеш (душа), руах (дух), нэшама.

[4] См., например, Бэрейшит 17, 17: «И пал Авраам на лицо своё, и обрадовался, и сказал в сердце своём: чтобы у столетнего родилось! и Сара, девяностолетняя, родила!»; Бэрейшит 27, 41: «…и сказал Эсав в сердце своём: приблизятся дни плача по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего»; Млахим I, 12, 26: «И сказал Яровам в сердце своём: теперь возвратится царство к дому Давида»; Эстер: «…и сказал Аман в сердце своём: кому, кроме меня, захочет царь оказать почёт!».

[5] См. Нэфеша-Хаим 1, 4.

Материалы по теме


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше