Темы: Обида, Рав Бенцион Зильбер, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! уважаемый ребе, Скажите, как еврей должен реагировать на оскорбление в свой адрес и адрес своих близких? Если есть угроза жизни или здоровью, либо таковой нет? Заранее спасибо! Н., Россия
Уважаемый Н.!
Вы спрашиваете сразу о многих ситуациях.
Как еврей должен реагировать на оскорбление в свой адрес? В Торе есть запрет «не обижайте один другого словом» (лё тону иш эт амито, Ваикра 25, 17). Т.е. Тора запретила обижать и оскорблять другого человека словами. Но книга Хинух пишет, что этот запрет не распространяется на ситуацию, когда другой первым начинает обижать и оскорблять. Человек может отвечать и реагировать на оскорбления в тот момент, когда его оскорбляют. Тора не обязала человека уподобиться камню, который не реагирует. Это рамки закона.
С другой стороны, Талмуд говорит: «О тех, кого оскорбляют, но они не оскорбляют [в ответ], слушают, как их позорят, но не отвечают… сказано в Писании: “…любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!” (Шофтим 5, 31)». Т.е. это мидат хасидут (Йома 23а) — уровень праведности; праведник, находящийся на ином уровне, чем обычные люди, делает больше, чем требует от него Закон.
Если действительно существует угроза жизни, то есть правило: человек может и должен защищаться. В еврействе нет принципа «непротивления злу насилием». Наоборот, Талмуд говорит: «Того, кто пришёл тебя убить, — опереди и убей». Об угрозе здоровью — неясно, о какой конкретно ситуации идёт речь.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте: Смерть террористам?
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Хана Лернер
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Ашер Кушнир
Что делать, если мы с еврейским парнем понравились друг другу и хотим пожениться по закону? Как принять иудейство?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ