Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Всевышний не дал Сам имена животным?

Темы: Рав Реувен Куклин, Берешит, Иврит, Животные, Адам

Отложить Отложено

Почему Всевышний не Сам дал имена животным, но поручил это Адаму? Александр, Ярославль

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Александр!

Все слова святого языка отражает сущность вещи, которая названа этим словом (см. Святой язык выражает сущность предметов?). У каждой буквы — особое духовное значение, и у сочетаний слов — особый духовный смысл. Поэтому Талмуд говорит (Брахот 55а), что Бецалель умел сочетать буквы, с помощью которых были созданы Небо и земля, — ведь чтобы построить Мишкан (Скинию), который был духовным прообразом мира, надо было познать духовную сущность всего мира.

Всевышний хотел, чтобы Адам полюбил свою жену, как самого себя. Но мир устроен так, что человек рад лишь тому, что прежде ему недоставало. Чтобы Адам почувствовал, насколько ему недостаёт жены, Всевышний повелел ему дать имена всем животным. Чтобы дать настоящие имена, определяющие духовную сущность этих животных, необходимо «вглядеться», глубоко проникнуть в их сущность и понять их духовный корень. Поэтому Адаму предстояло познать духовный корень каждого животного. Для этого Всевышний привёл к нему всех зверей и птиц — чтоб тот мог «вглядеться» в них, как сказано (Бэрейшит 2, 19): «И образовал Господь Б-г из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их»[1].

Адам действительно постиг духовный корень каждого животного и нарёк ему имя в соответствии с этим корнем. Об этом сказано во второй части стиха: «И как назовёт человек всякое живое существо (нэфеш хайа — “живая душа”), так и имя его» (там же). Комментирует Виленский Гаон: «В соответствии с духовным корнем (нэфеш хайа) дал он им имена».

После того, как человек «вгляделся» в каждое домашнее и дикое животное, в каждую птицу и т.д., он понял, что нет среди них никого, кто мог бы стать ему парой. И почувствовал, как сильно ему не хватает пары. Об этом сказано в следующем стихе (20): «И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; а для человека не нашёл Он подмоги соответственной».

И только после того, как человек понял, насколько тяжело для него отсутствие пары, Всевышний создал ему жену — кость от его костей и плоть от плоти его, как сказано в следующих стихах: «И навёл Господь Б-г крепкий сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из сторон (цела)[2] его и закрыл плотью то место. И перестроил Господь Б-г ребро, которое взял у человека, в женщину, и привёл её к человеку» (21, 22).

Когда Адам увидел, насколько подходит ему Хава, он испытал большую радость и сказал (стих 23): «Сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей», т.е. «только теперь я вижу создание, которое мне подходит, а все животные мне не подходили». Сказали мудрецы (трактат Йевамот 63а): «Сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей — следует отсюда, что познал человек (“вгляделся” в) каждое домашнее и дикое животное, но не успокоился, пока не вгляделся в духовный корень Хавы». После того, как Адам понял, насколько подходит ему Хава, он дал ей имя, подобное своему имени (ишалеф-йуд-шин), но добавил к нему букву hэй (иша — алеф-шин-hэй). Это «намекает» на то, что жена дополняет мужа: две буквы в их именах совпадают, но в имени мужчины есть дополнительная буква йуд, а в имени женщины — буква hэй. Вместе эти дополнительные буквы составляют Имя Всевышнего — йуд кей[3].

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Почему невесту водят вокруг жениха


[1] Виленский Гаон пишет (Адерет Элиягу), что Всевышний не приводил к Адаму домашних животных, потому что они и так живут у человека. Но Адам дал имена и домашним животным, как сказано в следующем стихе: «И нарёк человек имена всем скотам (домашним животным) и птицам небесным, и всем зверям полевым» (Шмот 2, 20).

[2] Слово цела, которое обычно переводится как «ребро», означает «сторона», см. стих в Шмот (26, 20): «И для другой стороны (цела) скинии, к стороне северной — двадцать брусьев». Т.е. Всевышний создал человека изначально с двумя лицами, одно смотрело вперёд, другое назад, говорят мудрецы в трактате Брахот 61а.

[3] И сказали мудрецы (трактат Сота 17а): «Если удостоились мужчина и женщина — Шхина (Б-жественное присутствие) пребывает между ними». См. об этом статью «Почему невесту водят вокруг жениха?»)

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ