Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

По каким законам Йеуда судил Тамар?

Темы: Йеуда, Ваешев, Тамар, Суд, Овадья Климовский, Воровство

Отложить Отложено

«Живыми, вдвое заплатит» или: «живыми вдвое заплатит»?

И не заплатит, не возместит ему мертвыми, но только живыми или по цене живых (Mеxильтa).

1. То есть украденная вещь плюс ее стоимость или украденная вещь плюс 2 ее стоимости? Если заплатил двойную (или тройную) стоимость, обязан ли вернуть украденную вещь? Если при краже нарушил субботу — от штрафа свободен, но обязан ли вернуть украденное или его стоимость?

2. Если Егудо судил Томор по еврейским законам, то это макот, а не смертная казнь, если по законам бней Ноах, то вообще не преступление… Может, это было требование времени? Если сказать, что это были обычаи, принятые семьей Яакова-овийну, то как они могли убить человека за то, что не запрещено законами бней Ноах, ведь это будет убийство? В., Германия

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

1. Возвращать следует, прежде всего, саму украденную вещь. Только в случае, когда это невозможно*), возвращают ее денежную стоимость. Вдобавок, в качестве штрафа, платят еще одну стоимость. Всего получается две, только в случае кражи быка или овцы, если вор зарезал их или продал, то заплатить ему придется в пять или четыре раза (соответственно) больше, чем стоило животное.

Если вещь украдена в Шаббат, то не так легко избавиться от уплаты — это возможно лишь в том случае, если ответственность за кражу и за нарушение Шаббата возлагаются на вора в один и тот же момент. Например, если вор сделал киньян агбаа (попросту, поднял украденное вверх на 30 см, тогда кража считается совершённой) до того, как вынес его в ршут а-рабим (общественное владение с точки зрения Шаббата, которое тоже еще надо поискать в наше время), он не освобождается от уплаты, так как вором стал раньше, чем нарушил Шаббат. (Есть и другие пути стать одновременно вором и нарушителем Шаббата).

Если вещь в наличии, ее необходимо вернуть по всем мнениям. В противном случае решение, обязан ли вор платить одну стоимость, зависит от разных обстоятельств, к тому же об этом спорят законоучители (Хошен Мишпат 351).

2. Мнения комментаторов разделились — одни считают, что по законам бней Ноах женщина, ожидающая жениха, считается замужней, тем более, после того, как Йеуда сказал, чтобы ждала Шелу — это расценивается, как формула замужества. А поскольку отец Тамар, Шем, был священником, то и казнь должна была быть через сожжение, по закону Торы, который был уже известен в то время.

Другие считают, что бейт дин Шема постановил в свое время: за такое деяние, в котором подозревалась Тамар, полагается смерть, и это было принятым всеми законом.

Есть также объяснение, что приговор имел своей целью исправить поколение, как Вы правильно заметили — иногда по велению времени выносятся приговоры более строгие, чем полагалось бы по закону, чтобы грешники поостыли.

Особняком стоит мнение рабби Йеуды Хасида, который считал, что Тамар не собирались казнить, а всего лишь заклеймить как развратницу.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Тора с комментариями Раши


*) Если вещи уже нет, или она была сильно изменена, например, если человек украл бревно и использовал его для строительства, то он не обязан ломать постройку. В таком случае должен вернуть деньгами.

Материалы по теме

Женщины в Танахе 15. Йеуда и Тамар

Ципора Харитан,
из цикла «Женщины в Пятикнижии»

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше