Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как можно разрешить то, что запретил Создатель?

Темы: Эрув, Суббота, Нохум Офман, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

В «Кузари» написано, что эрув может объединить те владения, где носить нельзя по ТОРЕ, — все ли Авторитеты с этим согласны?

Отвечает рав Нохум Офман

В книге «Кузари» хазарский царь говорит о том, что эрув позволяет переносить предметы в таких местах, где это запрещено Торой, но мудрец отвечает ему: «Упаси Б-г сказать такое». Вот эта цитата из «Кузари» (3; 50 и 51):

«Сказал Кузари… Но мне осталось спросить тебя об эруве, [законы которого выражают] легкомысленное отношение к заповедям субботы. Как он может разрешить то, что запретил Создатель, с помощью столь лёгкого и малопочтенного приёма?

51. Сказал мудрец: упаси Б-г, чтобы согласилось столько праведников и мудрецов развязать узел из узлов Торы, ведь они говорят: «Сделайте ограду Торе» [т.е. «оградите запреты Торы от нарушений»]. И одна из возведённых ими оград — что запретили они вносить и выносить [предметы] из частного владения во владение многих и наоборот, хотя Тора этого не запретила. А затем проделали в этой ограде отверстие — чтобы их постановление не принимали за саму Тору и чтобы людям было легче, но так, чтобы пользовались этим облегчением закона только так, как разрешено; а разрешено это с помощью эрува».

По Торе есть два запрета переноса предметов в Шабат: запрещено переносить их на расстояние 4 локтя в «решут а-рабим» и выносить из «решут а-рабим» в «решут а-йохид» и наоборот. «Решут а-рабим» — это может быть, например, широкая улица. «Решут а-йохид» — это площадь, огороженная стеной не ниже 10 локтей. Двор, огороженный забором, является по Торе «решут а-йохид», но если в этом дворе есть несколько домов, то, поскольку он похож на «решут а-рабим», мудрецы запретили выносить предметы из домов в такой двор. С помощью же эрува выносить предметы из домов в такой двор разрешается.

Нужно прояснить, что слово «эрув» имеет два значения: 1) То, что принято называть «эрувом» сейчас, — проволока, натянутая настолбы. С помощью такой проволоки пространство, которое она «огораживает», превращается в «решут а-йохид». 2) Эрув, который упоминается в Талмуде и книгах мудрецов (в том числе, в книге «Кузари»). В одном из домов дворапомещают еду, собранную со всех домов. Эта еда называется эрувом. Считается, что все соседи по двору как бы вместе живут в доме, где помещён эрув.

Читайте: Можно ли возить ребёнка в коляске в субботу?

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ