Темы: Эрув, Суббота, Нохум Офман, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ «Кузари» написано, что эрув может объединить те владения, где носить нельзя по ТОРЕ, — все ли Авторитеты с этим согласны?
В книге «Кузари» хазарский царь говорит о том, что эрув позволяет переносить предметы в таких местах, где это запрещено Торой, но мудрец отвечает ему: «Упаси Б-г сказать такое». Вот эта цитата из «Кузари» (3; 50 и 51):
«Сказал Кузари… Но мне осталось спросить тебя об эруве, [законы которого выражают] легкомысленное отношение к заповедям субботы. Как он может разрешить то, что запретил Создатель, с помощью столь лёгкого и малопочтенного приёма?
51. Сказал мудрец: упаси Б-г, чтобы согласилось столько праведников и мудрецов развязать узел из узлов Торы, ведь они говорят: «Сделайте ограду Торе» [т.е. «оградите запреты Торы от нарушений»]. И одна из возведённых ими оград — что запретили они вносить и выносить [предметы] из частного владения во владение многих и наоборот, хотя Тора этого не запретила. А затем проделали в этой ограде отверстие — чтобы их постановление не принимали за саму Тору и чтобы людям было легче, но так, чтобы пользовались этим облегчением закона только так, как разрешено; а разрешено это с помощью эрува».
По Торе есть два запрета переноса предметов в Шабат: запрещено переносить их на расстояние 4 локтя в «решут а-рабим» и выносить из «решут а-рабим» в «решут а-йохид» и наоборот. «Решут а-рабим» — это может быть, например, широкая улица. «Решут а-йохид» — это площадь, огороженная стеной не ниже 10 локтей. Двор, огороженный забором, является по Торе «решут а-йохид», но если в этом дворе есть несколько домов, то, поскольку он похож на «решут а-рабим», мудрецы запретили выносить предметы из домов в такой двор. С помощью же эрува выносить предметы из домов в такой двор разрешается.
Нужно прояснить, что слово «эрув» имеет два значения: 1) То, что принято называть «эрувом» сейчас, — проволока, натянутая настолбы. С помощью такой проволоки пространство, которое она «огораживает», превращается в «решут а-йохид». 2) Эрув, который упоминается в Талмуде и книгах мудрецов (в том числе, в книге «Кузари»). В одном из домов дворапомещают еду, собранную со всех домов. Эта еда называется эрувом. Считается, что все соседи по двору как бы вместе живут в доме, где помещён эрув.
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Рав Яков Шуб
Какое именно мясное запрещено есть с молочным?
Рав Нохум Офман
Что учат женщины?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»
Рав Нохум Офман
Редакция Толдот
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Натан Агрес
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ