Темы: Смысл творения, Реувен Куклин, Берешит, Сотворение мира, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныАдам изначально был и мужчиной, и женщиной вместе, зачем ему понадобилось разделение, и почему Ашем, будучи самодостаточным, решил создать мир?
В Торе два раза говорится о сотворении человека – «по-разному». В одном месте (Бэрейшит 5, 2) сказано: «Мужчину и женщину, сотворил их…» Отсюда ясно, что Всевышний изначально сотворил Адама и Хаву по отдельности. В другом же месте говорится (Бэрейшит 9, 6): «…по образу Б-жию создал Он человека». Отсюда следует, что вначале Адам был сотворён один. Мудрецы объясняют (Талмуд, Брахот 61а): «Сначала [Он] задумал сотворить двоих, а в конце был создан лишь один».
Сказал Царь Шломо (Мишлей 1, 6), что он написал книгу Мишлей, чтобы «понять притчу (машаль) и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их (хидотам)». Эти слова толкует Гаон из Вильно: Царь Шломо говорит здесь о Письменной и Устной Торе. Письменная Тора здесь названа машаль («притча», «пример»), потому что пример всегда понятен, однако он никогда не приводится «ради себя самого», – в нём всегда скрыт намёк на глубокие вещи, которые сложно понять без помощи примера. Так и слова Торы даны не только ради их простого смысла, но и ради тех глубоких вещей, на которые они «намекают» [см. Зоар, Бэаалотха 149, 2: «Да выйдет дух из того, кто говорит, что Тора написана только ради того рассказа, который в ней изложен. Потому что, если бы это было так, Тора не была бы высшей Торой, истинной Торой… Но, конечно же, святая Тора – Тора истинная, «Тора Господня совершенна», и каждое слово в ней учит нас вещам высшим»]. А Устную Тору назвал Царь Шломо «загадкой» (хида), потому что она подобна загадке – даже простой смысл её не понятен.
Это относится и к тем словам мудрецов, которые мы привели выше: их нельзя толковать буквально, поскольку буквальное понимание было бы таково: Б-г сначала «запланировал» одно, потом «раздумал» и сделал другое. Это невозможно, поскольку Всевышний совершенен во всём. Говоря о Его действиях, невозможно использовать такие слова, как «раздумать», «передумать» «изменить первоначальные планы» и т.п, как сказано в стихе (Шмуэль 15, 29): «…ибо не человек Он, чтобы раскаяться».
Разъясняет Виленский Гаон (комментарий на Мишлей 9:10, см. также Имрэй Ноам на эту Гемару), что всегда существует различие в «направлениях» мышления и деятельности: мысленно человек сначала рисует цель – ради чего он собирается что-либо сделать – и только затем думает о деталях, как именно он будет это делать. А в деятельности – детали предшествуют цели. Именно это подразумевается в высказывании мудрецов о том, что Всевышний «сначала принял решение сотворить двоих». Целью творения было создать Адама и его жену «отдельными», чтобы жена могла помогать мужу (ведь ради этого она была сотворена, как сказано (Бэрейшит 2, 18): «И сказал Господь Б-г: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему»). Однако порядок действий был таким, что вначале оба были сотворены вместе. Это было необходимо для того, чтобы увеличить их любовь и близость друг к другу, чтобы они ощущали себя как бы единым целым.
Из этих источников можно понять, почему Всевышний сначала сотворил мужчину и женщину как единое целое, а затем разделил их.
Чтобы попытаться ответить на Ваш вопрос, почему Всевышний, будучи самодостаточным, совершенным, решил сотворить мир, приведу цитату из книги Ийова (11, 7): «Можешь ли, исследуя, отыскать (помыслы) Б-жьи?» – т.е. у нас нет возможности постичь всю глубину Его помыслов. И сказано (Йешая 55, 9): «Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои – мыслей ваших». Поэтому мы не сможем в действительности постичь, зачем Всевышнему «понадобился» этот мир, если Он не нуждается ни в чём, так как полностью совершенен.
Однако часть Своих помыслов об этом открыл Он нам. Всевышний добр, и путь добра – благодетельствовать другим. Ради этого Он и создал человека – чтобы дать ему благо. А поскольку человек всегда больше наслаждается тем, что ему удалось добыть самому, чем тем, что получено в подарок, Всевышний создал человека и окружающий его мир с «недостатками», чтобы человек мог усовершенствовать себя и весь мир. И в этом заключается его работа, за которую он получит совершенную плату.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте: Зачем нужен Сатан?
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Натан Авиэзер
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
…и многие другие?
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»