Темы: Сотворение мира, Еврейский календарь, Месяц Тишрей, Месяц Нисан, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ Рош а-Шана даф 12а написано, что хохмей исраэль считают, что мир был создан в ниссане, а не в тишрее (то же пишет Раши и Тосфот). Кроме того, биркат а-хама, которое говорят раз в 28 лет (кстати, в этом году) тоже говорят в ниссане (т.е, согласно галахе солнце было создано в ниссане).Так когда был создан мир? И если он был создан в ниссане (а точнее, в адаре), почему Адам был создан только через полгода? Заранее спасибо.
Шалом! На самом деле существует спор на эту тему: рабби Элиэзер считает, что мир сотворен в Тишрее, а рабби Йеошуа – что в Нисане. Отделить сотворение человека от шести Дней Творения никто и не пытался – это невозможно, так как Тора очень ясно пишет об этом: человек сотворен на шестой день. Каждый мудрец объяснит это в соответствии со своей системой – в Нисане это было, или в Тишрее.
Проблема, поставленная Тосафот (27а), в другом – как Вы правильно отметили, принято мудрецами, что мир сотворен в Нисане, а некоторые тексты молитв на Рош А-шана и Йом Кипур составлены, как будто бы, в соответствии с мнением рабби Элиэзера. Там упоминается о связи Судного дня и Творения Мира. Тосафот объясняют, что за полгода до физического Творения произошло творение другого порядка, – то, что называется «Ала бемахшава». Такое выражение по отношению к Творцу надо использовать очень аккуратно, поскольку перевод его, как правило, искажает смысл. Можно понять это как «принято решение». То есть, и по мнению рабби Йеошуа, месяц Тишрей имеет прямое отношение к Творению – только в духовном плане.
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Окончание Адара, 20 Адара, Парашат Пара Адума, Парашат аХодеш
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «От Песаха до Шавуота»
Рав Яков Шуб
Когда это благословение произносят в Южном полушарии?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «От Песаха до Шавуота»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Заповеди из «Книги заповедей» Рамбама, относящиеся к Песаху
Рав Бенцион Зильбер
Когда было сотворено солнце?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ