Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда в мире так много зла?

Темы: Смысл жизни, Реувен Куклин, Машиах, Добро и Зло, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом, храни вас Б-г! У меня такой вопрос: «Когда же придёт Мессия, в мире стало так много зла, откуда всё это?» Заранее спасибо за ответ!!!

Денис

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Денис!

Дата прихода Машиаха нам неизвестна. Однако мы должны знать, что он может прийти в любой момент, и мы должны постоянно ждать его, как пишет Рамбам в комментарии на трактат Сангедрин (10:1).

О количестве зла в этом мире скажу, что всё это зло – плод выбора людей, которые вместо того, чтобы выбрать добро, выбирают зло. Однако нам не стоит забывать, что, несмотря на всё зло, которое нас окружает, есть люди, выбирающие добро, невзирая ни на какие препятствия на своём пути. Более того, нам следует помнить, что возможность выбрать зло не «абсолютна», зло не может выйти за определённые границы, которые установил Творец, как сказано в книге Рамхаля (Рабби Моше-Хаима Луцатто) «Путь Творца».

О создании мира сказано (Берешит 1:31): «И увидел Б-г всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма (тов меод)». Сказали мудрецы (Берешит Рабба 9:7): «Тов (хорошо) – это йецер а-тов (склонность к добру), меод (весьма) – это йецер а-ра (склонность к злу)». Есть несколько объяснений, почему йецер а-ра считается весьма хорошим созданием [1]. Попытаюсь привести два из них:

  1. Наличие дурного начала создаёт возможность свободы выбора и, соответственно, возможность наградить того, кто выбирает добро.
  2. Возможность выбрать зло наглядно «демонстрирует» единство Б-га. Когда мы видим, что все, что происходило, в конце концов, послужило воле Б-га, даже то, что казалось нам злом, мы постигаем единство Творца. Подробнее об этом я предлагаю прочитать в статье «Зачем нужен Сатан?».

Рамхаль (Даат Твунот) объясняет, что постижение единства Б-га – это основная задача, которая возложена на человечество. Причина тому, что на нас не возложена задача постичь другие качества Б-га, – бесконечность Творца. Поэтому ни одно свойство Всевышнего, кроме Его единства, мы не способны постичь полноценно; мы неспособны даже приблизиться к полноценному пониманию какого-либо свойства Б-га. Нет различия между человеком, пробежавшим 1000 километров по направлению к бесконечности, и тем, кто сделал всего лишь два шага по направлению к ней. Они оба находятся одинаково далеко от бесконечности. Точно так же, постигая, например, мудрость Б-га, мы остаёмся бесконечно далеко от её истинного понимания. Единственная сфера, в которой мы можем познать Творца, как было сказано, – Его единство. Познание единства достигается «методом последовательного исключения»: когда мы поймём, что нет во всём мире никаких сил, кроме Него, мы постигнем, что Он един.

Я надеюсь, что сказанное содержит ответ на Ваш вопрос, почему в мире столько зла.

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте: Даат Твунот



[1] См. в Бэрешит Рабба (там) одно из объяснений.

Материалы по теме

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Где в Торе говорится о Машиахе?

Журнал «Мир Торы»

Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!

«Разгадка жизни»

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»

Даат Твунот 9. Создание зла и его границы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше