Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему умерли ученики рабби Акивы?

Темы: Рав Реувен Куклин, Материя, Уважение, Раби Акива, Смерть, Болезни

Отложить Отложено

Здравствуйте.

В Гемаре говорится, что ученики рабби Акивы умерли от аскера. Почему им полагалась именно такая смерть?

С уважением, Игорь

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Игорь.

В трактате Йевамот (62 б) говорится, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и все они умерли в один период времени — от праздника Песах до праздника Шавуот — из-за того, что не почитали друг друга. Добавляет Талмуд, что все они умерли наистрашнейшей смертью — «аскера».

Вы удивляетесь, почему мудрецы сочли необходимым сообщить нам, какой смертью они умерли. Ваш вопрос очень уместен, поскольку мудрецы в каждом своём слове сообщают нам какие-то существенные, глубокие вещи. В их словах мы не найдём ни одной детали, которая не содержала бы каких-то глубоких истин. Поэтому каждая деталь, упомянутая мудрецами, чрезвычайно важна, и мы обязаны обращать внимание на любые тонкости в их словах.

Если это так, нам необходимо понять ещё одну деталь, упомянутую в этой Гемаре. С какой целью добавляют мудрецы, что ученики рабби Акивы умерли в период от Песаха до Шавуота?

Говорят мудрецы в Талмуде (Брахот 8а), что есть в мире 903 вида смерти, самая лёгкая из них смерть «нэшика» (поцелуй), а самая тяжелая — смерть «аскера». Продолжает Гемара: «Смерть нэшика настолько легка — как вынуть волосок, упавший в молоко, а смерть аскера настолько тяжела — словно вытащить клубок шерстяных ниток из колючек». Своими словами мудрецы нам показывают, в чём существенная разница между этими двумя видами смерти. При смерти «нэшика» душа выходит с лёгкостью, поскольку нет ничего существенного, что связывало бы её с окружающей материей (подобно волоску, у которого нет существенной связи с молоком, внутри которого он находится). При смерти «аскера» же, наоборот, душа сильно связана с материей, и поэтому ей стоит огромного труда с ней расстаться (подобно извлечению шерстяного клубка из колючек).

Сообщая, какой смертью умерли ученики рабби Акивы, мудрецы учат нас, что их проблема была гораздо глобальнее, чем неуважение друг к другу, — они были крепко связаны с материальным миром. (Важно подчеркнуть, что, когда речь идёт о таких больших людях, как ученики рабби Акивы, «учитываются» мельчайшие «дозы» этого греха). С материальной точки зрения у человека нет преимущества над животными, наоборот, многие животные гораздо сильней и быстрей человека. Единственная причина уважать человека — его разум, его духовность. Чем больше человек связан с духовным, тем больше он способен уважать других. И это является причиной неуважения учеников рабби Акивы друг к другу — они были крепко связаны с материальным миром, не уважали друг друга.

Цель человека — поставить духовность над материей, разум над животными инстинктами и желаниями. И это то, чему обучает нас Тора. Если человек не уважает своего ближнего, это показывает нам, что он не связан истинно с Торой. И это, возможно, то, что хотели сообщить нам мудрецы, говоря, что ученики рабби Акивы умерли именно в дни подготовки к получению Торы.

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:

Устная Тора

Полный тематический обзор Раби Акива

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ