Темы: Конец времен, Машиах, Галут, Рав Бенцион Зильбер, Геула
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Бен-Цион!
В статье о Мальбиме читаем:
Мальбим… пришёл к выводу, что конечное избавление еврейского народа должно произойти в конце седьмого столетия шестого тысячелетия (по еврейскому летосчислению). На вопрос, почему он занялся подобными расчётами вопреки суровому предостережению Талмуда (Санхедрин 97 б), Мальбим ответил следующей остроумной притчей: «Однажды, ещё ребёнком, я отправился с отцом из Волочиска, где мы жили, в Харьков. Быстро утомившись в тряской телеге, я спросил отца на самом выезде из Волочиска: “Долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Отец упрекнул меня за нетерпение и сказал: “Малыш, больше не задавай мне этот глупый вопрос!”. Мы ехали несколько недель, из города в город, от одного постоялого двора до другого, но, уязвлённый упрёком отца, я боялся спрашивать, далеко ли ещё до Харькова. И вот однажды, рано утром, отец обратился к одному из извозчиков: “Скажи мне, долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Я остолбенел: ведь это был тот самый “глупый вопрос”, который отец запретил задавать. “Глупыш, — сказал мне отец, — когда мы только выехали из нашего города, впереди оставалось много недель пути. Но теперь, когда мы уже преодолели весь этот путь и приблизились к пригородам Харькова, этот же вопрос стал очень своевременным и уместным”.»
«Так и здесь, — пояснил Мальбим, — в первых поколениях после разрушения Храма, когда ещё предстояли долгие тысячелетия страданий и скитаний по всему миру, мудрецы Талмуда запретили вычислять сроки конечного избавления. Они поступили так, чтобы евреи не отчаялись, сказав: “Возможно ли выдержать такое длительное изгнание?”. Но теперь, когда, благословение Всевышнему, большая часть пути уже позади и мы стоим на пороге конечного избавления, вполне уместно вычислять его точный срок» (Сарей а-меа 1, 13).
Все ли согласны с этим мнением? Уже уместно вычислять точный срок конечного избавления?
Заранее спасибо за ответ, Михаил, Иерусалим.
Уважаемый Михаил!
Кто мы относительно Мальбима? Как муравьи относительно слона!
Упомянутые Вами слова Талмуда звучат так: «Сказал рав Шмуэль бар Нахмани от имени рабби Йонатана: “Чтоб вышел дух из тех, кто высчитывает кицим (времена прихода Машиаха), потому что скажут: раз пришло это время и он не пришёл, больше он не придёт. Но жди его, как написано: “если задержится — жди его”(Хаваккук 2, 3)”.»
Мальбим писал о конечном избавлении за 60 лет до предполагаемого избавления. Он писал в 5628 (1867-8) году, и речь шла о 5688 (1927-28) годе. Он не писал о событии, которое произойдёт при жизни его поколения. Не все были согласны с этим. Мальбим надеялся, что так может произойти, он не писал, что это обязательно должно произойти.
Мальбим писал комментарий на весь ТАНАХ, и написал это, комментируя видение Даниэля. Мальбим не писал, что его комментарий — единственный и определённо будет именно так.
И при всём этом мой отец зацал мне рассказывал, что в тот год, который выходил по комментарию Мальбима (5688—1927-28), в начале года один человек поднялся в синагоге и объявил, что по расчёту Мальбима в этом году придёт Машиах. В конце года этот человек публично нарушал субботу… Поэтому с высчитыванием времён надо быть очень осторожным. И, даже приняв сравнение Мальбима, мы всё же не знаем, насколько мы близки или далеки от «Харькова».
Маймонид в своём Послании в Йемен пишет об этом так: в египетском изгнании был указан точный срок (400 лет), и всё-таки произошла ошибка — часть колена Эфраима вышла из Египта на 30 лет раньше, они ошиблись в том, с какого момента следует отсчитывать 400 лет. Что уж говорить нам, пишет Маймонид, если мы, вообще, не знаем сроков. (В видении Даниэля не указано, годы это, месяцы или что-то третье, с какого момента следует отсчитывать, — совершенно ничего не понятно. И есть совершенно различные комментарии).
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте: Мессия — Машиах и лже-Машиахи
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Лейб Гельфанд
Четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех разобьет и сокрушит
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Что такое изгнание?
Рав Рафаэль Айзенберг
Рав Бенцион Зильбер
Рав Овадья Климовский
Кто из них царь, а кто — страна?
Рав Бенцион Зильбер
Копл Бушкин
Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»
Очерк «Перед приходом Машиаха», излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии — и на многие другие языки
Рав Бенцион Зильбер
Размером с оливку — это сколько?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Что есть в субботу, после которой начинается Песах? Хлеб? Мацу ведь нельзя есть до Песаха? Когда продают квасное? Когда проверяют дом на наличие квасного? Когда «аннулируют» квасное? Когда пост первенцев?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли разбавлять сок?
Рав Реувен Куклин
Ребе, я очень люблю Песах…
Рав Реувен Куклин
Если нельзя, то почему?
Рав Бенцион Зильбер
Что можно читать и слушать, не понимая?
Рав Овадья Климовский
В чём уникальность пророка Элияу?
Рав Яков Шуб
С какого возраста еврей должен пить вино?
Рав Бенцион Зильбер
Как долго человека нужно не называть вторым именем, чтобы оно "исчезло"? И что делать с бокалом пророка Элиягу?
Рав Бенцион Зильбер
Имеет ли право необрезанный есть пасхальную жертву?