Темы: Отношения с родственниками, Тшува, Уважение, Бенцион Зильбер, Советский Союз, КГБ
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, рав Бенцион.
Мне 23 года, родители воспитывали меня в духе еврейства (все, конечно, относительно, носила джинсы, дружила с мальчишками, дома ели продукты из обычного магазина, но в шесть лет я точно знала, что выйду замуж за еврея и у меня будет, как у мамы, ктуба). С самого детства я помню как мой дедушка делал сейдер, каждую субботу вся семья гостила у бабушки с дедушкой, и он там делал все (насколько мне сейчас помнится) как положено.
Однажды в субботу я зашла в темную ванную (до выключателя было не дотянуться) и обнаружила там трех живых кур. Потом мне рассказал папа, что дедушка их сам режет (в свои пять лет я прекрасно знала, кто такой шойхет; с трудом, но умела прочитать ивритский текст с огласовками), что когда в нашем городе умирал шойхет, он успел научить дедушку резать (правда, дедушка резал только для себя, считал, что без документа и соответствующего разрешения не может резать для других немногочисленных желающих). Он же поставил обоим своим детям хупу. Они с бабушкой, когда стало возможным, восстанавливали по кирпичикам общину нашего города, боролись за здание синагоги, спасали от утилизации старые книги со святыми текстами, гоим из музея приглашали их как специалистов по ивриту.
В девяностых бабушка с дедушкой уехали в Израиль. Сейдер стал вести папа, кидуш остался только вечерний(мама и папа работали в субботу днем), ханукальные свечи, праздники, никакой свинины дома...
Так подробно я это пишу, чтобы стало ясно, какой шок я испытала, когда случайно узнала, что мой дедушка работал на \"органы\", что начал это после того, как ему пригрозили чуть ли не расстрелом. Не знаю, что именно он делал для них, и если честно, знать не хочу и молюсь о том, чтобы это не было что-то страшное, направленное против евреев. И что даже алия в Израиль была сделана чуть ли не по приказу, с целью получения информации. Мое внутреннее смятение усугубило и прочтение книги Вашего папы зацаль, \"Чтобы ты остался евреем\", он пишет, что люди, которые имели отношения с \"органами\" - злодеи и никак иначе в ним относиться нельзя.
Дедушка умер здесь в Израиле, несколько лет назад. Через какое-то время я вышла замуж, у меня есть ктуба, как у мамы :) Мы стараемся жить по законам Торы. Конечно, я рассказала своему мужу о переживаниях, его отношение однозначное - такие люди злодеи, но мне он его не навязывает, всегда отзывается о дедушке с уважением.
Мой вопрос:
как мне относиться к этому? и нужно ли вообще относиться?
Хана, Москва
Уважаемая Хана!
Что я могу сказать о Вашем дедушке?
А, может быть, он ни на кого не донёс, а только играл с ними?
Может быть, думайте о дедушке с положительной стороны: может, не донёс, может, сделал тшуву на это (раскаялся).
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Ципора Харитан
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Александр Ротенберг
Рав Бенцион Зильбер
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Залман Симха Левин
Рав Михаэль Солганик
Толдот Йешурун
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Цви Каплан
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ