Почему в Песах пьют только четыре бокала вина, а не пять?12 апреля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Важная часть праздничного обряда в Пасхальную ночь — выпить четыре бокала вина. Как я слышал, каждый бокал соответствует одному из четырех обещаний, данных Всевышним пророку Моше в связи с избавлением из Египта (Шмот, 6, 6-7): «Поэтому скажи сынам Израиля (от Моего имени): Я — Г-сподь, и выведу вас из-под гнета египетского, и спасу вас от их порабощения, и избавлю вас мышцею простертой и великими знамениями, и возьму вас себе в народ, и буду вам Всесильным, и познаете, что Я — Г-сподь Всесильный ваш, выводящий вас из-под гнета египетского». У меня возникло несколько вопросов: В чем именно заключались эти четыре обещания, и вообще почему избавление делится как бы на четыре части, ведь на первый взгляд исход из Египта — это один единый процесс, зачем же разбивать его на составляющие? И еще, если все-таки придавать значение отдельным обещаниям, почему мы останавливаемся на четырех бокалах? Ведь Всевышний продолжает (там же, 8): «И приведу вас в землю, которую поклялся Я дать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и дам ее вам в наследие, Я, Г-сподь». Т. е. Б-г не только вывел нас из Египта, но и пообещал дать нам в удел Землю Израиля, так почему же не выпивают пятый бокал по этому поводу? Заранее большое спасибо, Биньямин Читать дальше |
|
Из-за каких наших качеств Владыка не посылает нам Машиаха?24 марта 2022 года, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте — Шалом! Скажите-ответьте, из-за каких наших качеств Владыка не посылает нам Мессию? Может, из-за нашего упрямства? Или просто ещё пока не время? Максим Читать дальше |
|
Зачем нужно понятие Мессии — посредника между Б-гом и людьми?13 марта 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый рав! 1. Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Обрезание как инициация мальчиков-подростков практиковалось в религии аборигенов Австралии и у некоторых примитивных племён Африки. Также обрезание существовало у финикийцев, у народов Ханаана: аммонитян, эдомитян и моавитян. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с 3-го тысячелетия до н. э. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности. Вместе с тем в иудаизме Б-г заповедовал обрезание Аврааму и всем его домочадцам мужского пола словами: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами». Т.е. подчеркивая этим эксклюзивность этого завета. Вопрос: учитывая вышесказанное, в чем заключается эксклюзивность? 2. Понятия о загробной жизни, суде после смерти, наличия рая и ада были у разных народов еще в 4 тысячелетии до н.э. (Египет, Месопотамия и др.). У евреев эти понятия (о которых нет упоминания в Торе[i]) появляются во время Вавилонского плена. Монотеистическая религия евреев отвергла наличие других богов (помощников главного Б-га или равных ему), но вместе с этим придумывает новое понятие Мессии. Вопрос: зачем нужен посредник между Б-гом и людьми, ведь до этого Он неплохо справлялся и сам? N. [i] См. по теме: |
|
А почему мы не строим Третий Храм?1 марта 2022 года, отвечает Рав Яков Шуб Я не совсем понимаю, а почему мы не строим Третий Храм? Что нам мешает? Арабы? Нету денег? Я лично готов по возможности также дать на строительство Храма, только скажите — куда? Алекс Читать дальше |
|
Расскажите о понятии Шхина — Б-жественного присутствия в мире?25 февраля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Меня интересует понятие Шхина (Б-жественного присутствия), что именно имеется в виду под этим термином? Не могли бы Вы осветить эту тему. Заранее спасибо, Николай. Читать дальше |
|
Для кого и для чего мы молимся?28 декабря 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Здравствуйте, Рав! К предыдущему вопросу — «Если мне не положено богатство, Всевышний может всё равно его послать — на совершение добрых дел?» Хотелось бы прояснить у вас. Все раввины говорят: суть молитвы в том, чтобы Всевышний захотел то, что ты просишь. И единственный вариант — искренне просить что-либо не для себя, просить для Всевышнего, а точнее для выполнения Его воли (мицвот — заповедей). Я сейчас говорю о тех случаях, когда действительно человек просит ради того, чтобы выполнить волю Всевышнего. Я не говорю о тех ситуациях, когда человек как бы подкупает Всевышнего. И тут я уже сам предполагаю, что, если Всевышний захочет что-либо, Он и поправку в своём Б-жественном плане сделает. Это так работает? И у евреев есть заповедь молиться. Тогда понятно, почему они это делают. У неевреев нет прямой заповеди, но написано, что Всевышний ждёт и молитвы неевреев. Понятное дело, что не просто так Он их ждёт. Поскольку награды за молитву у нееврея нет, значит, есть какой-то другой смысл в этом. Понятно, что Всевышний не будет ждать чего-то просто так. По факту, человек просто должен молиться. Потому что написано: зачем человек просит много здоровья, если он и так здоровый как бык? Человек просит для того, чтобы не потерять. И опять же, если человек будет просить для себя, вряд ли Всевышний захочет этого. В своём ответе вы написали следующее: «Мы не можем “подкупить” Творца, сказав: “Дай мне богатство, чтобы я мог воспользоваться им для добрых дел!” Оно придёт к нам в руки, только если это будет соответствовать планам Творца». Вы имели в виду человека, который просил для себя, для семьи, родственников, добрых дел? Я хотел уточнить, что я имел в виду именно человека, который просил не для добрых дел как таковых, не для семьи и не для себя. Человек просил для того, чтобы он смог именно выполнить волю Всевышнего. Просил не для того, чтобы дать цдаку нищему, а для того, чтобы выполнить заповедь освящать имя Всевышнего, просто для этого потребовалось дать ему цдаку. Если что, я не отрицаю тот факт, что Всевышний может «спросить» за слова человека, то есть проверить его на искренность и истинность произнесенного. Если у меня есть неправильное понимание этих вещей, помогите мне, пожалуйста, прояснить разницу между подкупом и просьбой ради Всевышнего. Ведь, насколько я понимаю, это важный элемент молитвы, раз суть самой молитвы находится в этом. Константин Читать дальше |
|
Есть ли в Торе намек на праздник Ханука?3 декабря 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин |
|
Ангел — эталон, к которому должен стремиться человек?!19 июля 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Является ли ангел эталоном, к которому должен стремиться человек?! N. Читать дальше |
|
Почему вы не восстанавливаете Храм?6 июля 2021 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, скажите, почему нельзя восстановить свой родной третий храм в Иерусалиме? Да, я знаю, что у мусульман это святыня — эта мечеть, которая стоит на третьем храме. Но, если они отказываются, почему нельзя просто подорвать, взорвать эту мечеть? Да, будет джихад (война), но она ведь того стоит же? Вашу же землю захватили. Евгений Читать дальше |
|
В Будущем мире будет музыка, концерты, фильмы, кинотеатры?3 июня 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. Скажите, если человек удостоится Будущего мира, что его там ждет? Возможно, что там будет музыка, концерты, фильмы, кинотеатры? Ведь, если этого не будет, то, я думаю, человеку не будет особо хорошо. Я не представляю жизнь без игр, без виртуальной реальности. И — как же этот мир является прихожей (перед входом в Будущий мир)? По-моему, наоборот: здесь есть всё, что человек пожелает. А Грядущий мир многие мудрецы описывают как парадный зал, а в парадном зале всё это же должно быть, но без проблем. Как вы сами можете объяснить, ну, или представить, что там будет? С уважением, Захар Читать дальше |
|
Как понимать утверждение о том, что у каждого человека есть свой ангел?30 мая 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом, уважаемый Раввин. Как понимать утверждение о том, что у каждого человека есть свой ангел? Александр Читать дальше |
|
Как смерть десяти мудрецов связана с Йом Кипуром?22 сентября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес В молитве Йом Кипура в конце повторения кантора упоминается отрывок о мучительной смерти десяти великих мудрецов Израиля (рабби Акивы и др.), казненных римлянами. Мой вопрос: как эти трагические события связны с Йом Кипуром? Этот же отрывок мы говорим в траурный пост Девятого Ава, и здесь все понятно — ведь в этот день мы скорбим обо всех бедах и несчастьях, порожденных разрушением Храма и изгнанием, но вот связь с Днем Искупления не совсем ясна. Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Стыдно просить у Б-га денег?8 июля 2020 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, уважаемый Раби! Я прошу у Вас совета. Мне чуть за 50. Я хочу, чтобы Всевышний помог мне уехать в другую страну. НАВСЕГДА. Этому мешает только одно — выплата ипотеки еще 7 лет. Мне ОЧЕНЬ стыдно просить у Б-га ИМЕННО денег для того, чтобы быстро закрыть мой кредит, но мне просто необходимо уехать. Пока я еще в силе и что-то могу. Но, может быть, я «простодурак» и просить надо НЕ ДЕНЬГИ? Я надеюсь ТОЛЬКО на помощь Всевышнего. И на Ваш Совет. КАК ПРАВИЛЬНО, какой молитвой, какими словами мне нужно просить Всевышнего о помощи в моем трудном деле? С почтением — N. Читать дальше |
|
В настоящее время для евреев не существуют бесы, другие боги, духи?24 июня 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель В настоящее время для религиозного еврейства не существуют шедим (бесы), сатана, добрые и злые духи, а есть только единое, единственное сверхъестественное (Бог). А кроме Бога в мировоззрении нет других богов (добрых, злых духов и т.д., и т.п.)? Читать дальше |
|
В случае, когда отец нееврей, колено устанавливается по матери?!8 мая 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно я прочитал ответ о принадлежности человека к определенному колену. Основываясь на трактате Бэхорот (47а), вы пишете, что «сын еврейки от нееврея — еврей, и в этом случае он принадлежит к колену матери». Хотел бы попросить вас разрешить следующее несоответствие: В недельной главе Эмор (Ваикра, 24:10) обсуждается история с сыном еврейской женщины из колена Дана и египтянина. Как говорит Раши, этот человек хотел поставить свой шатер в стане колена Дана. Его спросили, на каком основании он собирается это делать. Ответил, что он из сыновей Дана. Ему же привели стих из Торы: "ле-бейт авотам» (Бемидбар, 2:2), т. е. принадлежность к колену идет только по отцовской линии. В конечном итоге спор был решен судом Моше Раббейну в пользу колена Данa. Как я это вижу, ваш ответ идет вразрез с решением суда Моше Раббейну о принадлежности человека к конкретному колену. Было бы очень интересно услышать ваш ответ по этому поводу. Спасибо! Авраам, Бруклин, Нью-Йорк Читать дальше |
|
Есть заповедь не получать удовольствия?24 ноября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день, есть такая заповедь: «освящай себя в дозволенном». Что подразумевается под этим? Не получать удовольствия или не быть в это погружённым? Рафаэль Читать дальше |
|
Интересуюсь: где был Б-г, когда было язычество?10 ноября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, интересуюсь: где был Б-г, когда было язычество, политеизм в древнем мире? Почему Он не проявил себя раньше, а только Моисею? Ведь о Нём не знали до этого. Аниса Читать дальше |
|
Как душа может чувствовать боль и мучиться в Аду, если у нее нет нервных окончаний?5 ноября 2019 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом вам, уважаемые мудрецы Торы. Меня давно интересует, как может мучиться и чувствовать боль в аду душа, которая не имеет нервных окончаний? Андрей Юрьевич Читать дальше |
|
Служить Б-гу не на Земле Израиля — это идолопоклонство?20 августа 2019 года, отвечает Рав Моше Сытин Шалом! Извините за беспокойство. Я не знаю, как мне быть. Я запуталась. Не так давно узнала, что в служении Б-гу в галуте (изгнании) есть авода зара — идолопоклонство (я могу неправильно выразить смысл), здесь нельзя или очень трудно приблизиться к Всевышнему. Что нужно бежать из галута, он же Мицраим! Эта информация сбила меня с ног. Меня не пугают трудности, опасности, сложности служения Б-гу в галуте, я боюсь быть там, где мне не нужно быть! Я хочу быть там, где Б-г хочет, чтобы я была. Я хочу исполнить Его Волю, сделать свой Тикун, то, для чего Он послал меня в этот мир. Но из-за всего этого многообразия слов я запуталась, когда одновременно идет информация, что расти духовно и приближаться к Б-гу можно в любой точке мира, а, с другой стороны, что нужно как можно скорее выйти из Мицраима, в том числе духовного. Я не могу понять, что Б-г от меня хочет! Я хочу одного — быть с Ашемом, исполнять Его Волю, а мои личные выгоды, удобства и предпочтения НЕ ВАЖНЫ, это иллюзия, обман. Я мечтаю об Эрец Исраэль, я не люблю галут каждой клеткой своего организма, это чужое, это не дом, это командировка. Меня тянет убежать отсюда. Я не могу понять, что это за стремление — бежать к Б-гу или побег от Б-га?! Когда я точно знаю, что быть тут — это Воля Папы, как бы трудно, больно и тяжело ни было, я терплю, борюсь, все благодаря Ашему, благословенно Имя Его! Но сейчас я не понимаю, что Он от меня хочет. Где мне быть? Пожалуйста, помогите! Это началось за несколько дней до Песаха, это внутренняя война, борьба, и я не могу увидеть, где йецер а-ра, а где Воля Ашема! С глубоким уважением, Михаль Читать дальше |
|
Почему мы начинаем субботу раньше, а заканчиваем позже?9 мая 2019 года, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом, простите мой глупый вопрос, но почему исход субботы несколько позже начала? С чем это связано? Читать дальше |
|
Почему суть Творца — добро, а, например, не опыт или справедливость?17 февраля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! У меня такой вопрос. Во многих источниках сказано, что суть Творца — добро. А его цель — дать добро другим. Из чего следует такое заключение, что Его суть — именно добро? Не многообразие опыта, не справедливость, а именно добро? Спасибо. Лев Читать дальше |
|
В чем суть жертвоприношений?15 февраля 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Известно, что помимо молитв, основная задача Храма состояла в жертвоприношениях. Мне непонятна эта идея, зачем Всевышнему жертвы — кровь и мясо животных?! Молитва — это обращение к Создателю, установление связи с Ним, но жертвы… непонятно! Большое спасибо, Ариэль Читать дальше |
|
Как легче запомнить, когда Новомесячье один день, а когда — два?5 февраля 2019 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как легче запомнить, в каком месяце один день или два дня Рош Ходеш (Новомесячье)? Анна Читать дальше |
|
Почему так много названий у заповедей?1 февраля 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский В чём отличия хукким, мишпатим, мицвот друг от друга? (Казалось бы, можно было бы «обобщить», сказав «мицвот», но Тора упорно повторяет вновь и вновь: хукким, мишпатим, мицвот). А. Читать дальше |
|
Если доказательств реальности Творца нет, значит, иудаизм — тоже слепая вера?7 ноября 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом! Иудаизм утверждает: то, что Б-г существует, нужно в первую очередь знать. Тогда как уже у нескольких раввинов прочел, что доказательств реальности Творца нет, да это и не нужно. Б-г — вне всех наших систем восприятия. «Недоказуемость» Б-га нужна для свободы выбора человека. Скажите, пожалуйста, о каком «бездоказательном» знании идет речь? Не получается ли в итоге, что иудаизм — это тоже слепая вера? Сергей Читать дальше |
|
Что такое честь?2 июля 2018 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Есть ли в иудаизме понятие чести? В каких источниках? Вопрос раву Б. Зильберу. Карина, Бейтар, Израиль Читать дальше |
|
Обещания надо выполнять?20 июня 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемый Рав! Помогите разобраться в следующем вопросе. Вроде бы, всё понятно: обещания надо выполнять. Что-то читал в Танахе по этому поводу, где-то в книге Мишлей это написано. Имеются, правда, жизненные обстоятельства, непреодолимые, когда невозможно в силу последних их (обещания) выполнить. Видимо, поэтому евреи часто говорят «бли недер» («без обета», т. е. «постараюсь сделать, но не обещаю»). Но вот когда речь идёт о том, что человек может исполнить обещание, но намеренно его не исполняет, это ведь вызывает раздражение. Больше того, человек может разочароваться в ближнем, который постоянно на словах обещает, но в реальной жизни так и не исполняет своих обещаний. Я спрашивал, почему так происходит. Почему такое поведение людей вызывает раздражение и разочарование? Мне сказали, что человек, который обещает и намеренно не выполняет обещания, обманывает своего ближнего. Ведь неисполненное обещание (не имеющее оправдывающих жизненных обстоятельств) — это, по сути, ложь и вызывает раздражение, даже агрессию и — бывает — разочарование. Подскажите, пожалуйста, если брать сам Танах: имеются ли там истории, показывающие, как тот, кто не исполняет своих обещаний, вызывает разочарование и даже гнев у окружающих? Ведь, я так понимаю, евреи обещали исполнить Тору, однако в какой-то момент не стали исполнять обещание, либо, видимо, плохо исполняли, и Всевышний привел на них нашествие Навуходоносора. Это если в «масштабном формате» смотреть: невыполнение мицвот (заповедей), как я понимаю, приводит к гневу Всевышнего. А вот если мы смотрим на это в «локальном формате», как это у людей? Имеются ли в Танахе соответствующие истории? Или, может быть, история Талмуда показывает нам, как невыполненное обещание приводит к весьма негативным последствиям для людей? Вообще, еврейские мудрецы проводили параллель между невыполненным обещанием и ложью? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Cпросится ли с евреев из России в том мире?10 декабря 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Недавно я слышал, что с евреев из России не спросится в том мире за прошлую жизнь. Мне объяснили, что мы находимся в положении ребенка, захваченного в плен неевреями, и поэтому не знаем, к чему обязывает еврейство. Если это так, то стоит ли вообще начинать что-то делать? Аарон Р. Нетания, Израиль Читать дальше |
|
Как узнать, что человек действительно раскаялся?15 сентября 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шавуа тов, уважаемые Рабаним. Мы всё время говорим о тшуве. Как это можно объяснить? Что значит вообще тшува, и как узнать, что человек действительно её сделал? М. Читать дальше |
|
Можно ли высчитывать дату прихода Машиаха?2 августа 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Бен-Цион! В статье о Мальбиме читаем: Мальбим… пришёл к выводу, что конечное избавление еврейского народа должно произойти в конце седьмого столетия шестого тысячелетия (по еврейскому летосчислению). На вопрос, почему он занялся подобными расчётами вопреки суровому предостережению Талмуда (Санхедрин 97 б), Мальбим ответил следующей остроумной притчей: «Однажды, ещё ребёнком, я отправился с отцом из Волочиска, где мы жили, в Харьков. Быстро утомившись в тряской телеге, я спросил отца на самом выезде из Волочиска: “Долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Отец упрекнул меня за нетерпение и сказал: “Малыш, больше не задавай мне этот глупый вопрос!”. Мы ехали несколько недель, из города в город, от одного постоялого двора до другого, но, уязвлённый упрёком отца, я боялся спрашивать, далеко ли ещё до Харькова. И вот однажды, рано утром, отец обратился к одному из извозчиков: “Скажи мне, долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Я остолбенел: ведь это был тот самый “глупый вопрос”, который отец запретил задавать. “Глупыш, — сказал мне отец, — когда мы только выехали из нашего города, впереди оставалось много недель пути. Но теперь, когда мы уже преодолели весь этот путь и приблизились к пригородам Харькова, этот же вопрос стал очень своевременным и уместным”.» «Так и здесь, — пояснил Мальбим, — в первых поколениях после разрушения Храма, когда ещё предстояли долгие тысячелетия страданий и скитаний по всему миру, мудрецы Талмуда запретили вычислять сроки конечного избавления. Они поступили так, чтобы евреи не отчаялись, сказав: “Возможно ли выдержать такое длительное изгнание?”. Но теперь, когда, благословение Всевышнему, большая часть пути уже позади и мы стоим на пороге конечного избавления, вполне уместно вычислять его точный срок» (Сарей а-меа 1, 13). Все ли согласны с этим мнением? Уже уместно вычислять точный срок конечного избавления? Заранее спасибо за ответ, Михаил, Иерусалим. Читать дальше |
|
Что такое воскрешение из мертвых?26 июня 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Расскажите, пожалуйста, про воскрешение из мертвых. О чем именно идет речь, в чем суть и смысл этого явления? Когда и с кем оно должно произойти? Известны ли примеры подобного воскрешения в прошлом? Большое спасибо! Александр Читать дальше |
|
Что такое бейт-мидраш?21 апреля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Хотелось бы больше узнать о понятии Бейт мидраш (Дом учения), заранее спасибо. Виктор Читать дальше |
|
Вода с пеплом — что за процедура?17 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский В недельной главе Ки Тиса сказано примерно следующее: что после совершения греха золотого тельца евреи должны были пить воду, в которой был пепел от идола. Почему? Спасибо! Михаль, Лейпциг Читать дальше |
|
Можно ли есть и принимать лекарства 9 ава?14 августа 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как нужно себя вести, что можно делать и нельзя, что можно одевать, и что делать, если человек болен и ему нужно пить лекарства в пост 9 ава? Должна ли женщина присутствовать в синагоге на пост 9 ава, и, если у неё не получится, как лучше вести себя дома? Является ли пост 9 ава Шаббатом? Альбина Евдаева, Бруклин Читать дальше |
|
Когда и как возникли нынешние молитвы?2 марта 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Рав, когда и как возникли нынешние молитвы? Читать дальше |
|
Можете ли Вы доказать, что «Будущий мир» на самом деле существует?16 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте уважаемые раввины. То, что мир создан Творцом — в этом нет сомнений. Опираясь на разум и логику, можно понять и доказать о Вечном, Совершенном и о Простом. И то, что соблюдение заповедей направляет человека к совершенству, т. е. уподобляют его свойства свойствам Всевышнего, и тем самым человек не разрушает мир. Но я никак не могу понять, что же такое «Будущий мир»? И существует ли он на самом деле, или это утверждение используют для того, чтобы человек, нарушивший заповедь, боялся туда не попасть? Мне почему-то мало верится, что есть после смерти будущий мир. Если человек жив, он поддерживает свой разум и память для того, чтобы быть максимально приближенным к Творцу. Не дай Б-г, человек попал в аварию, или еще какая-то беда, из-за которой человек лишился разума, или, еще хуже, он умер, некому получать и некому отдавать, и некому поддерживать разум и память, и тем самым нет подобия Ашему. Или, может быть, есть внешняя память за пределами человека, в которой эти свойства накапливаются, и после смерти они остаются, и тем самым человек приобретает «Будущий мир», как бы сохраняет себя. Логически это можно понять о «Будущем мире»? Или я должен это принимать на веру выше разума? С уважением, Михаил — Украина. Читать дальше |
|
Почему было именно 10 казней египетских?27 марта 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Рабби, скажите, почему было именно10 казней в Египте? Что означает это число? Читать дальше |
|
Зачем Б-г сотворил этот мир?18 марта 2015 года, отвечает Рав Моше Пантелят Мой вопрос может показаться странным и адресованным не по адресу, но, тем не менее, я задам его… Зачем Б-г сотворил этот мир, какова цель всего этого? Читать дальше |
|
По кому читают Изкор?1 октября 2014 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Можно ли читать молитву Йизкор по отношению к другим предкам (дед, бабка и т.д.), то есть не по отношению к своим усопшим родителям? Сергей, Москва Читать дальше |
|
Кто нас встретит на небесах?23 июля 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый раввин! Есть ли в Торе упоминание о том кто нас встретит на небесах? Встретят ли нас там наши родственники? И помогают ли умершие предки нам при жизни? Читать дальше |