Жизнь вспыльчивых, милосердных и брезгливых — не жизнь?25 июля 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Мудрецы сказали (Псахим 113 б), что есть три вида людей, жизнь которых невозможно назвать жизнью, — вспыльчивые, милосердные и брезгливые. Разумеется, тут идёт речь о людях, у которых эти качества в чрезмерных пропорциях. Со вспыльчивостью и брезгливостью всё ясно, но почему, если человек обладает чрезмерным милосердием, его жизнь превращается в не-жизнь? Владимир Читать дальше |
|
Почему Моше изменил имя только Йеошуа, а не всем разведчикам?8 июня 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему Моше не поменял имена всем разведчикам, так, как он это сделал Йеошуа, коль скоро это могло помочь и Моше вполне осознавал опасность для остальных? И ещё: Раши объясняет, что на момент выбора — они были достойными, но уже при выходе в разведку перестали быть таковыми. Означает ли это, что сам факт выбора оказался решающим? С. Читать дальше |
|
Почему прародительницы Машиаха относились к числу женщин, связь с которыми запрещена?14 мая 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. Уважаемый Рав, скажите, пожалуйста, как объяснить то, что прародительницы Машиаха — Тамар, Рут и Бат-Шева — относились к числу женщин, связь с которыми запрещена? Нельзя ли было замыслу ГаШема осуществиться иначе? А также: зачем об этом упоминается в ТаНаХе? Элия Читать дальше |
|
Подскажите, пожалуйста, что такое «эрев рав»?1 января 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Подскажите, пожалуйста, что такое «эрев рав»? N. Читать дальше |
|
Нельзя перестать быть евреем? Или тот, кто перешел в другую веру или атеизм, уже не еврей?27 июня 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Подскажите, пожалуйста, каким образом решается следующее противоречие? Принято считать, что, родившись евреем или став им, пройдя гиюр, нельзя перестать быть евреем. Но в то же время еврей, перешедший в другие религии или в атеизм, уже евреем не является. Более того, он считается умершим человеком. Каким образом сочетаются мысль о том, что евреем перестать быть нельзя, с мыслью о том, что перешедший в иную религию или атеизм (например, бард Галич) — уже не еврей? Правда ли, что душа выкреста становится диббуком? N. Читать дальше |
|
Кто такие «иврим»? И откуда египтяне знали о них?26 апреля 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Добрый день! Читая Тору, никак не могу понять. Слово «иврим» встречается впервые во время истории с Йосефом, когда тот говорит, что «я из страны Иврим». При этом позже, когда египтяне накрывают стол для братьев Йосефа «отдельно», то снова звучит слово «иврим» и то, что для египтян мерзость — есть с ними за одним столом. Вот я и не пойму… если иврим — это жители Ханаана, то возникает вопрос: в книге Шмот Б-г посылает Моше и Аарона со словами «так сказал Б-г, Б-г а-Иврим…» Если же слово «иврим» обозначает 70 человек, которые впоследствии спустились в Египет, то тогда это тоже странно… их же мало, и вряд ли о них были так наслышаны египтяне. С уважением, Евгений Читать дальше |
|
Почему в 145-ой главе Тэилим, где первые буквы каждого стиха образуют алфавит, пропущена буква?21 марта 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Почему в молитве Ашрей («Счастливы пребывающие в доме Твоем…»; основная часть молитвы — 145-ая глава Тэилим, где первые буквы каждого стиха образуют алфавит — прим. ред.) нет стиха, начинающегося на букву «нун»? Читать дальше |
|
Почему завоевать доверие так тяжело, а потерять — так легко?12 февраля 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Хаг Ханука самеах! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: почему человеку нужно сделать очень много хорошего для того, чтобы ему стали доверять, и лишь единожды оступиться для того, чтобы перестали верить? Читать дальше |
|
Как Моше с одного места мог увидеть всю Землю Израиля?22 января 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. У меня такой вопрос. В главе Лех Леха Б-г говорит Аврааму: «14. Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север и на юг, на восток и на запад; 15. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее и твоему потомству навеки» (Берешит 13). После чего, как мы читаем дальше, Авраам исходил землю вдоль и поперек. А когда евреи подошли к земле Кнаан после 40 лет хождения по пустыне, Б-г сказал Моше почти то же самое, взойти на гору и посмотреть на всю землю. И у меня такой вопрос. Как Моше с одного места мог увидишь всю землю Израиля, и почему Аврааму нужно было исходить всю землю, почему недостаточно было просто посмотреть? Или, когда он смотрел, он не видел ее всю так, как видел ее Моше? Заранее спасибо за ответ. А. Читать дальше |
|
Так есть для евреев неотменяемое предначертание или нет?9 января 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! В Талмуде в трактате Шабат сказано, что для еврейского народа не существует неотменяемого предначертания и неизменной зависимости судьбы от светил (нет мазаля — созвездия — у Израиля). Творец может «переставить светила», изменить их влияние. И это зависит от заслуг человека. Вместе с тем, например, Ибн-Эзра говорил, что, если займется продажей саванов, люди перестанут умирать, т.е. ему было предначертано быть бедным и никакие заслуги и заповеди не могли отменить это. Если правильно понимаю, роль, цель человека в мире, исправления, для которых он приходит, диктуют то, в какое время и в каком месте он рождается. То есть влияние светил определяет жизнь человека таким образом, чтобы он исполнил свою миссию в этой жизни, пользуясь свободой выбора («стать разбойником, резником или хирургом»). Но тогда мне непонятно, в чем смысл изменения мазаля (предначертания)? И что значит практически отсутствие неотменяемого предначертания для евреев? Спасибо! Читать дальше |
|
Почему Б-г создал день и ночь в первый день, а светила — только на четвертый?13 ноября 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. У меня такой вопрос. Почему Б-г создал день и ночь в первый день, а светила только на четвертый? Заранее спасибо за ответ. N. Читать дальше |
|
Почему о месте захоронения Моше неизвестно никому?15 сентября 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Уважаемый Рав! У меня вопрос: почему в Торе пишется, что место захоронения Моше неизвестно никому? Почему Всевышний не передал нашему народу место захоронения нашего Учителя? Ведь мусульмане утверждают, что в Коране написано: место захоронения известно лишь Аллаху. С уважением, N. Читать дальше |
|
Почему жители Иерусалима не протестовали против строительства мечети на месте Храма?1 августа 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Добрый день! Прошу вас растолковать. Почему еврейские жители обратно не построили себе Храм, именно в период с момента падения Второго Храма и до начала воздвижения мечети Купола Скалы? Причем стоит отметить, что этот период длился несколько веков. Здесь у меня как бы своеобразный исторический провал в моих исторических взглядах и недопонимание. Даже при строительстве Купола Скалы, ведь граждане Иерусалима могли бастовать и выражать волю против строительства мечети на данном месте. С другой стороны, если строили мечеть, то значит, для самих же граждан Иерусалима! Как так вышло, что граждане Иерусалима стали мусульманами??? Читать дальше |
|
Тора дана всему еврейскому народу. Почему же тогда существуют разные течения и уровни соблюдения?19 июля 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте, уважаемый рав. В Торе даны заповеди для всего еврейского народа. Как понимать такое деление: хареди, дати леуми, торани, масорти, бааль тшува, Хабад, Бреслав, хасидут и разные хасидские направления? С уважением — Алла Читать дальше |
|
Всевышний создал красоты мироздания, но большинство из них некошерные?19 июня 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Добрый день, уважаемый Раввин. Очень просим Вас ответить на наш с мужем вопрос: в иудаизме четко выражена доминанта духовного пути развития еврея над материальным. В идеале — изучать Тору нужно ежедневно. Мы мечтаем достичь такого уровня в будущем, с Божьей помощью, или чтобы хотя бы наши дети удостоились. Чем выше уровень изучения Торы, тем менее интересны вопросы материального толка. Но пока, извините, вопрос все-таки назрел: Ашем создал красоты Мироздания, но большинство из них не кошерные? Далекие острова, снежные вершины и березовые океаны, которые мы никогда не увидим. Почему для человека, соблюдающего и изучающего Тору, почти нереально в этом Мире или, может быть, даже не нужно все это видеть и благодарить Ашема за то, что видишь? Любоваться красотой Мироздания, созданного Всевышним, сначала некошерно, а потом и не хочется вовсе, по мере продвижения? А зачем все эти острова, например? Что — все только для прожигателей жизни? На благо туристов? А как же мы? Читать дальше |
|
Почему, когда евреи захотели поставить над собой царя, Б-г сказал, что народ отверг Его?15 марта 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте! Почему, когда Израиль просил царя как у прочих народов, Бог сказал Самуилу, что народ отверг Его? Что под этим подразумевалось? Читать дальше |
|
Есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни?29 декабря 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Уважаемые раввины. Среди некошерных продуктов, которые любят есть многие нерелигиозные евреи, — свинина и креветки. Мне известно, что запреты Торы бывают двух видов. Те, что понятны любому человеку (например, запрет интимных связей с близкими родственниками), и мистические, не поддающиеся логическому объяснению (например, закон о красной корове). Вопрос. К какой категории законов можно отнести запреты на некошерную пищу? Есть ли в современной медицине и диетологии указания на то, что есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни? С уважением, Савелий Читать дальше |
|
Как почувствовать грань между достаточными усилиями и истязанием себя?24 ноября 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. Очень благодарю Вас, Ваш ресурс за работу, которую Вы делаете! Для меня, как, думаю, и для многих других читателей и пользователей, это значит очень много. Я бы хотела задать два вопроса. Первый. Как известно, человек должен стараться пребывать в радости, но также известно, что человек должен прилагать усилия, чтобы снять с себя проклятие согрешения первого человека. Поясните, пожалуйста, насколько необходимо усердствовать в усилиях? Как почувствовать грань между достаточными усилиями и истязаниями себя? Как понять, что вот столько усилий — это достаточно в данный момент? Второй вопрос. Как сказано: «И сказал Он: Если будешь прислушиваться к гласу Господа, Б-га твоего, и то, что прямо в Его глазах, делать будешь, и будешь внимать Его заповедям и соблюдать все Его законы, то все болезни, которые Я навел на Мицраим, не наведу на тебя; ибо Я, Господь, — твой целитель». Скажите, пож-ста, существуют ли какие-либо рекомендации, как выработать в себе умение всегда действовать и поступать прямо? Ведь когда есть в тебе какая-то слабость характера, другой недостаток, страх и т.д., то то, как поступить прямо, не является для тебя очевидным. Быть может, в каждой непонятной ситуации стоит задавать себе своего рода контрольный вопрос: соответствует ли прямо действие, которое я совершаю, цели, которую я хочу достичь, и условиям, в которых я нахожусь, и т.д.? Заранее спасибо! Л.! Читать дальше |
|
Как иудаизм относится к душевнобольным?17 ноября 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Вопрос, который я задам, никто на этой странице не задавал. Как иудаизм относится к душевнобольным? Что это такое с точки зрения религии? Такая болезнь, как шизофрения. Читать дальше |
|
Нельзя хотеть материального?5 ноября 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Объясните, пожалуйста, в чем заключается суть «жажды денег»? Получается, нельзя хотеть материального? Вопрос возник после прочтения ответа на этот вопрос. Извините за наивность, но честно — никак не могу понять: живем в материальном мире, если покупать, так надо — самые лучшие фрукты и овощи и т.д. Деньги ведь — необходимость. С ув., Юлия Читать дальше |
|
Зачем человеку нужны эмоции?26 октября 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Скажите, пожалуйста, зачем человеку нужны эмоции? Пишут, что человек должен обуздать свое животное начало (и эмоции в том числе) и думать головой, и все свои действия и слова обдумывать прежде, чем… Но что делать человеку, который по природе своей очень эмоциональный и темпераментный? Постоянно угнетать эмоции? Это может вызвать нездоровье, наверное. Как можно эмоции направить в доброе русло? Р. Читать дальше |
|
Что сказано в Торе о борьбе с эгоцентризмом, когда не замечаешь людей вокруг себя?7 октября 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте, уважаемый рав! Вопрос такой: что сказано в Торе о борьбе с эгоцентризмом (когда не замечаешь людей вокруг себя)? Как научиться помогать людям так, чтобы это было приятно им, а не себе? С уважением, С. Читать дальше |
|
Если животные созданы на шестой день, то динозавры тоже?8 сентября 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Если животные созданы на 6-ой день, то динозавры тоже? Как они могли жить одновременно с человеком? Спасибо. Читать дальше |
|
Самоубийство — это дорога в ад?19 августа 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. Скажите, пожалуйста, если человек, находящийся в очень сложной жизненной ситуации, прерывает свою жизнь, это однозначно дорога в ад? Читать дальше |
|
Почему царь Давид взял пять камней, если он убил Голиафа одним?4 июня 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом, уважаемый рав! В Книге Шемуэйл I сказано: «(40) И взял палку свою в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к Пелиштимлянину». Почему Давид взял пять камней, если он убил Гальята одним? Спасибо! Коль брахот! А. Читать дальше |