Можете ли Вы доказать, что «Будущий мир» на самом деле существует?16 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте уважаемые раввины. То, что мир создан Творцом — в этом нет сомнений. Опираясь на разум и логику, можно понять и доказать о Вечном, Совершенном и о Простом. И то, что соблюдение заповедей направляет человека к совершенству, т. е. уподобляют его свойства свойствам Всевышнего, и тем самым человек не разрушает мир. Но я никак не могу понять, что же такое «Будущий мир»? И существует ли он на самом деле, или это утверждение используют для того, чтобы человек, нарушивший заповедь, боялся туда не попасть? Мне почему-то мало верится, что есть после смерти будущий мир. Если человек жив, он поддерживает свой разум и память для того, чтобы быть максимально приближенным к Творцу. Не дай Б-г, человек попал в аварию, или еще какая-то беда, из-за которой человек лишился разума, или, еще хуже, он умер, некому получать и некому отдавать, и некому поддерживать разум и память, и тем самым нет подобия Ашему. Или, может быть, есть внешняя память за пределами человека, в которой эти свойства накапливаются, и после смерти они остаются, и тем самым человек приобретает «Будущий мир», как бы сохраняет себя. Логически это можно понять о «Будущем мире»? Или я должен это принимать на веру выше разума? С уважением, Михаил — Украина. Читать дальше |
|
Мы карлики на плечах великанов?11 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Мне не до конца понятно соотношение нашего духовного уровня с уровнем предыдущих поколений. С одной стороны, все говорят о йеридат а-дорот — снижении духовного уровня поколений, а с другой — есть известное выражение, что наше поколение подобно карликам, стоящим на плечах у великанов. Как я понимаю, это значит, что хоть сами мы гораздо меньше, но благодаря гигантской работе всех предыдущих поколений мы оказались на их «плечах», т.е. духовно выше их и видим дальше, хотя собственная наша заслуга в этом минимальна. И действительно, слава Б-гу, сегодня мы видим, насколько процветает изучение Торы, помощь бедным и неимущим, поддержка больных и т.п. Читать дальше |
|
Почему назорею нельзя есть виноград? Про вино и крепкие напитки понятно...3 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, объясните, пожалуйста, почему в Числах, в 6 главе говорится о том, что назореи должны воздерживаться от винограда, им нельзя есть ни сырые, ни сушеные виноградные ягоды? Понятно, что пить вино, крепкие напитки нельзя. Но почему сюда попадает виноград? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Почему никто из жителей Бейт Лехема не хотел помогать Наоми и Рут?9 марта 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, у меня вопрос по свитку Рут. Как может быть, что все жители Бейт-Лехема, зная, в каком состоянии вернулась Наоми, что она старая, нищая и одинокая, никто из соседей, знакомых или родственников не зашел к ней помочь или хотя бы угостить чем-то. Это видно из того, что уже назавтра Рут пришла собирать колоски в чужом поле. Даже Боаз (состоятельный родственник, праведник и глава поколения), видя, в каком нищенском состоянии находится его престарелая родственница, не зашел к ней, не взял ее на содержание, а оставил Рут заниматься очень тяжелым физически и морально нищенским трудом. И это описывается как норма… Наверно тогда это и была норма…, но сейчас такого человека заклеймили бы позором за бессердечность… Читать дальше |
|
Как объяснить, что вавилонский миф о потопе точнее мифов других народов?19 февраля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Я недавно узнала о том, что существует вавилонский миф об Утнапиштиме, в котором описаны события Всемирного потопа, причем не только сюжет, но и многие детали мифа соответствуют тому, что написано о потопе в Торе. Про потоп есть немало мифов и у других народностей, но у них мало общего с Торой. Как это можно понять? Спасибо. Читать дальше |
|
Есть ли проблема принимать подарки?4 февраля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Я слышал в нескольких уроках упоминание о том, что некоторые (или многие?) раввины не принимают подарков. Объясните, пожалуйста, подробно причину. Как мне относиться к безвозмездной материальной помощи, которую предлагают не очень близкие люди? Говорит ли Тора или устная традиция о какой-то связанной с этим опасности, зависимости и т.п.? Александр, Брест Читать дальше |
|
Раши признал свой комментарий устаревшим?29 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно я прочла, что Рашбам передал нам от имени Раши следующую фразу: «Если бы у меня было время, я написал бы новый комментарий, потому что пшат обновляется каждый день». Если я правильно понимаю, это означает, что Раши уже через несколько десятков лет после написания считал свой комментарий недостаточно современным, т.е. это, конечно же, Тора и истина, и все же… «пшат обновляется каждый день». И, следовательно, очень желательно, чтобы у нас постоянно был «обновленный» комментарий, современный нашему дню или хотя бы нашему поколению. Так почему же у нас ситуация полностью обратная? Почему самым популярным и актуальным у нашего народа уже на протяжении многих веков считается тот самый комментарий Раши, который сам Раши уже к концу своей жизни считал недостаточным? Вслед за ним по популярности идут комментарии Рамбана, Ибн Эзры и многих других мудрецов, живших, как и Раши, почти тысячу лет назад. И чем ближе к нам по времени авторы толкований, тем их комментарии менее популярны в народе. Труды Мальбима и р. Шимшона Рэфаэля Гирша сейчас являются, пожалуй, наиболее современными из относительно распространенных комментариев, но ведь и этим «современным» комментариям уже более ста лет… Почему же у нас сейчас такое положение? Почему очень мало кто знаком с какими-то современными комментариями современных раввинов, зато все знают комментарии Раши и постоянно ссылаются на его мнение, хотя он как раз призывал к обратному? Это же парадокс! Заранее благодарю. Читать дальше |
|
Жена змея, искусившего Хаву, была тоже наказана?15 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Из Торы мы знаем что, змей был наказан за свой поступок (подстрекательство). Но ведь известно, что все животные были созданы парами. Его жена (пара) тоже была наказана ? Если да, то за что, ведь за личные грехи мужа или жены другая половина не наказывается? С уважением Зеев-Залман. Читать дальше |
|
Мухаммед упомянут в Торе?8 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. В общении с мусульманами мне сказали, что в Торе говорится о пророке Мухаммеде. Ссылаясь на Песнь Песней Царя Шломо. «שיר השירים», פרק «ה» Есть в конце данной части слово «מַחֲמַדִּים». Так вот они утверждают что это говорится о Мухаметдине — Мухамеде. Если вам не сложно, дайте мне объяснение данному стиху. Мне тяжело дословно перевести данный текст. Большое вам спасибо заранее Читать дальше |
|
Какой смысл или основную мысль хранит в себе Песнь Песней?1 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Кто она, загадочная и прекрасная Шуламит, в которую был влюблён царь Шломо? Какой смысл или основную мысль хранит в себе шир ха-ширим? Читать дальше |
|
У Израиля нет союзников, от него все отвернулись. Получается, это горе — быть евреем?28 декабря 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, уважаемый раввин. Везде ненавидят наш народ, а многие даже хотят нас перерезать. У Израиля нет надёжных союзников. Получается, что мы, евреи, постоянно должны жить в страхе и быть готовыми к гонениям и нападению. Нас называют Богоизбранным народом, однако же наш Б-г в последние дни направит все народы мира (Гог и Магог), чтобы они грабили и опустошали наши земли, говорится, что Б-г спасёт нас (хотя во время Холокоста и гонений Он нас не спас). Так что же это получается, это горе — быть евреем? Читать дальше |
|
Почему Танах «злословит» о праведниках8 декабря 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Я сейчас в очередной раз учу Танах, прослушивая лекции. В начале обучения каждый рав подчеркивает, что ни в коем случае нельзя понимать буквально все проступки и различные грехи наших великих предков, которые описаны в Танахе в большом количестве. Ведь они находились на очень высоком уровне, и о них в принципе нельзя думать плохо. А о главных героях Танаха так думать и подавно нельзя, и на самом деле они никаких описанных в Танахе грехов не совершали, а было что-то очень отдаленно напоминающее бледную тень от тени указанного проступка, которая обычному еврею и в вину бы вообще не вменялась! Но, к сожалению, часто эти объяснения меня не очень удовлетворяют, оставляют много вопросов и впечатление притянутости «за уши»… А кроме непонятностей по каждому отдельному объяснению остается непонятным главный общий вопрос: если на самом деле все было не так, как написано в Танахе, и никак таких страшных поступков герои не совершали, то зачем Танах поливает грязью невиновных людей, обвиняя их в таких тяжелых грехах? Иудаизм столько уделяет внимания запрету на лашон ара (злословие), а тут оно в большом количестве в самых разнообразных проявлениях? И все это пророчество? И это пророчество учит нас с пониманием относиться к написанному лашон ара? Ну почему нельзя было обойтись более мягкими формами? Почему нельзя было написать, что-то типа того, что пишут комментаторы? В общем, не знаю… у меня на основании написанного в Танахе и многих других исторических источников более поздних периодов, сложилось впечатление, что, видимо, все описанное в Танахе таки правда, и описанные проступки в большинстве своем таки да совершили герои Танаха, НО! От этого они не стали менее праведными и менее великими. Просто для своих поколений они действительно были великими праведниками и сильно выделялись на фоне общего уровня народа. Те поколения были великими и делали огромные шаги. Мы сегодня по сравнению с ними лилипуты и продвигаемся буквально на миллиметры. Но благодаря работе всех предыдущих поколений, сегодня мы находимся на гораздо более высоком уровне, и мудрецы побоялись, что с нашего уровня мы не разглядим величия героев Танаха и отнесемся к ним с пренебрежением, читая об их поступках, многие из которых для нас сегодняшних выглядят очень неприглядно. И поэтому мудрецы пытались создать у нас впечатление, что все написанное в Танахе нужно понимать не так, как написано, а совсем иначе… Скажите, пожалуйста, соответствует ли мое впечатление иудаизму (хотя бы мнению кого-то из раввинов) или оно полностью неверное, и имеется совершенно другое объяснение? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Почему умирают дети?27 ноября 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, уважаемые раввины. Мой вопрос может показаться неуместным, поэтому заранее прошу вас меня извинить. В очередной раз задумался вот над чем… Когда Б-г посылает на нас самих какие-то болезни, испытания, то мы, взрослые люди, это все заслужили. Роптать и жаловаться по этому поводу глупо. Необходимо осознать, что делаешь не так, и, сделав выводы, что-то изменить в себе в лучшую сторону. Из опыта своей жизни я понял, что все невзгоды нам нужны для очищения и возможности измениться в лучшую сторону. Но я не могу взять в толк, почему Б-г наказывает детей тяжелыми болезнями (рак и т. п.), в результате чего дети умирают на руках убитых горем родителей? Ведь маленькие дети, как я понимаю, безгрешны. Причем болезни бывают у детей «долгоиграющими», когда родители и сами дети борются в недугом. Если Б-гу угодно взять душу ребенка, то почему просто нельзя без мучений ребенка это сделать? К чему эти испытания для него? Ни в коей мере не осуждаю я промысел Б-га. На все есть причина, это я понимаю. Б-г милосерден к детям, так ведь? Просто в очередной раз увидел историю маленькой девочки, которая болела долго раком и вот недавно умерла, несмотря на усилия врачей. Если можно, пожалуйста, помогите разобраться в этом. Тода раба. Читать дальше |
|
Для кого предназначены все тонкости алахи?13 ноября 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте уважаемые раввины. Я вдруг задумалась над тем, как тяжело постоянно помнить о всех деталях соблюдения различных мицвот. Ведь деталей очень и очень много, и проучить их один раз совершенно недостаточно. Нужно постоянно ежедневно штудировать Шулхан Арух и другие книги по алахе, чтоб обновлять в памяти все детали. Я даже слышала утверждение (не знаю, насколько это так), что если человек каждый день не учит алаху, то он обязательно что-то забудет и нарушит. (кажется, это касалось законов субботы). А вот сегодня мне пришло в голову, что на протяжении всей нашей истории постоянно учили Тору лишь немногие, максимум 5-10% нашего народа посвящали жизнь изучению Торы, остальные если и учили что-то, то крайне нерегулярно. Большая часть народа целыми днями тяжело работали и максимум один-два раза в неделю посещали урок раввина. На большее у них не было ни сил, ни времени, ни денег. Большая часть народа всегда была относительно неграмотной, а мицвот исполняли так, как научились от своих родителей, а те получили знания от своих родителей и т. д. Соответственно, ни о каком ежедневном изучении алахи речи не шло, и множество деталей, описанных в книгах по алахе, большей частью народа не соблюдались. У меня возник вопрос: так для кого прописывались все эти детали в огромных количествах, если народ не был в состоянии их знать и соблюдать? Получается, что большая их часть относилась только к талмидей хахамим, поскольку только они и занимались их скрупулезным изучением? И именно их имели в виду рабаним, когда писали, что что-то запрещено по подобию другого запрета, чтоб случайно по незнанию не нарушить главный запрет? Получается, что рабаним, устанавливая алаху, знали, что в таком виде ее будет соблюдать лишь небольшая часть талмидей хахамим. Почему же ориентация всегда была именно на них? Почему алаху не привели в такой вид, в котором она была доступной для большей части нашего народа? … Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Как перестать быть вечным должником?19 октября 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Как перестать быть вечным должником? Слава Б-гу, я хорошо зарабатываю, но и постоянный минус + ссуды в банках не покидают меня. Я делаю пожертвования, и немало. Чем больше заработок, тем выше минус. Причем лично на себя я практически ничего не трачу — в основном на семью. Всевышний не случайно наказывает или испытывает человека. Вопрос: за что меня наказывают, и как мне исправить ситуацию — какие молитвы читать, какие отрывки из Торы и т. д. Читать дальше |
|
Как понимать пророчество о приходе Машиаха?20 августа 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Вопрос касается пророчества Даниила о сроке прихода Машиаха. «Время, времена и полвремени», как дословно, буквально переводится каждое из этих слов? Действительно ли «времена» написано в так называемом двойственном числе? На арамейском, на иврите? А так же, как трактуются упомянутые там числа 1290 дней и 1335 дней. Дело в том, что в христианстве есть свой ответ, основанный на Откровении, где «время, времена и полвремени» равно 1260 дням, что по их словам говорит о приходе их Мессии, и этот ответ весьма привлекательный и точный. Хотелось бы узнать точный и удовлетворительный еврейский ответ. Спасибо. Читать дальше |
|
Если хочешь узнать, как относится к тебе Творец, надо посмотреть, как относятся к тебе люди?14 августа 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте рав! В Пиркей Авот сказано, что если хочешь узнать, как относится к тебе Творец, то посмотри, как относятся к тебе люди — это и будет отражением отношения Творца (надеюсь, я правильно запомнила смысл этой мишны).Возникает вопрос, кто эти «люди», на отношение которых нужно обратить внимание? Это все окружающие в целом или только самые близкие? Это все вообще (и евреи и неевреи) или только религиозные евреи? А если все люди относятся по разному: одни любят, а другие не любят, то что это означает и на мнение кого больше обращать внимание? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Мир катится вниз! Почему вы молчите?25 июля 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Глубокоуважаемые раввины! У меня такой вопрос… Мы видим, что сейчас творится в мире — все повторяет (с поправкой на современное жуткое оружие) времена Ноаха — разврат, воровство, насилие и другие страшные вещи, короче — все, о чем говорили наши пророки и мудрецы о временах перед приходом Машиаха. Но почему мы молчим об этом??? Ведь Вс-вышний осудил Ноаха за то, что он не молился об избавлении для человечества, но Ноах хотя бы говорил людям о том, что их ждет, а мы молчим!!! Видно невооруженным взглядом как накаляется обстановка на всей Земле — как в политике насилия, так и в смысле катаклизмов, обрушивающихся на страны, но я нигде не видела и не слышала, чтобы наши раввины выступили и предупредили: «Люди Земли, остановитесь!» Хоть кто-то ведь услышит! Да, мы молимся обо всех, но очень многие невероятно беспечны, и продолжают испытывать терпение Вс-вышнего! Но ведь мы ЗНАЕМ, что и как будет, если не раскаются все, и даже если ничего нельзя изменить, то хоть предупредить народы нужно??!! Может я не права, и нужно и дальше просто молиться самим о мире и процветании в Мире? И, веря в Провидение Вс-вышнего, ничего не предпринимать вообще? Очень больно смотреть на всеобщее сумасшествие… С уважением, Хая, Хайфа Читать дальше |
|
Кто нас встретит на небесах?23 июля 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый раввин! Есть ли в Торе упоминание о том кто нас встретит на небесах? Встретят ли нас там наши родственники? И помогают ли умершие предки нам при жизни? Читать дальше |
|
Почему в Торе эта буква уменьшена?20 июня 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, у меня такой вопрос. В Торе, глава Бэрэшит (2:4), употреблено слово בהבראם («при сотворении их»), при этом буква ה уменьшена, что это значит? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему евреи не признают институт монашества?29 мая 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый раввин! Разрешите спросить — почему евреи не признают институт монашества? Если мужчина останется девственником и посвятит всю свою жизнь изучению Торы? А вдруг жена и дети будут отвлекать его от Торы? Кто будет кормить его детей, пока он учится? Я слышал, что 2000 лет назад была еврейская секта ессеи. Они взяли обет безбрачия и целомудрия и учили Тору в пустыне и пещерах, готовились к приходу Машиаха. Они дали начало всему монашеству, и их идеи легли в основу христианства. Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи? Спасибо. С уважением, Андрей Читать дальше |
|
Почему мы не просим о семейной удаче в молитве Шмоне-Эсре?17 апреля 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Добрый день, подскажите, пожалуйста, почему мы не просим о семейной удаче в Шмоне-Эсре? Ведь это так важно. А если всё-таки просим (но я не заметил), то в каком отрывке? Если я в поиске жены, то какой мне читать псалом? И последний вопрос: когда читается этот псалом? Заранее огромное спасибо! Читать дальше |
|
Почему Творец создал все именно за семь дней?4 марта 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Почему Творец создал все именно за семь дней? Читать дальше |
|
Если я не буду торговать в субботу, бизнес развалится5 ноября 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Добрый день. Меня в последнее время очень мучает один вопрос. Я стараюсь соблюдать все правила иудаизма, в частности, о субботе и кашруте. Но есть одна проблема, которую решить я не в состоянии. Я живу в Украине. Занимаюсь бизнесом, неплохо зарабатываю. Не вдаваясь в подробности, скажу по-простому: если я закрою свой бизнес в субботу или откажусь от ассортимента некошерных продуктов (например, креветки, колбаса, кальмары), то, исходя из обычных расчетов, — бизнес обанкротится… Рассчитывать на то, что Всевышний взамен на этот поступок сделает чудо и бизнес все-таки останется на плаву, я не могу, ведь запрещено надеяться на явные чудеса… Мой вопрос: достаточно ли того, что я лично соблюдаю правила питания и субботы, а бизнес, управляемый директорами, работает как бы отдельно?.. Все еще усложняется тем, что один из директоров — еврей… В субботу он сам не работает, но бизнес-то под его прямым руководством… И уволить его за то, что он еврей, я не могу… Читать дальше |
|
Зачем произносить благословение на еду дважды — до и после?21 октября 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Если можно, проясните, зачем благословлять на еду дважды — до и после неё, разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?! Читать дальше |
|
Земля — «адама» или «эрец»?7 октября 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, недавно обратил внимание на интересную вещь. В благословении на хлеб говорится: «Выводящий (взращивающий) хлеб из земли» — мин а-арец, а когда едят овощи, благословляют: «Творящий плод земли» — при а-адама. Мой вопрос: почему мудрецы, установившие эти формулы, употребили слово арец в благословении на хлеб и слово адама в благословении на овощи? Не лучше ли было использовать одну и ту же формулировку в обоих случаях? Читать дальше |
|
Что произошло с душой первого человека?17 сентября 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый Рав, я много читаю, хочу разобраться и совсем запуталась. Если можно объясните, пожалуйста, что произошло с душой первого человека. Я читала, что после греха душа первого человека раскололась на 600000 частей и мы все происходим из его души. И мой вопрос: Спасибо. Инна Читать дальше |
|
Меня спрашивают: как Б-г может быть везде? Ведь не подобает Ему быть в местах нечистот?30 августа 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Мне задаёт один человек такой вопрос: «Как Б-г может быть везде, если Он пречист и не подобает Ему быть в местах нечистот и т.п.». Как ответить? Разиэль-Нахман Читать дальше |
|
В книге пророка Малахи написано о десятине и возношениях. О чем говорит пророк?26 августа 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Читаю онлайн ТаНаХ. Подскажите, в книге пророка Малахи 3:10 написано о десятине и возношениях. От чего необходимо приносить десятину, и какой размер возношений? Где можно узнать подробно, когда, сколько и какие приношения приносить Б-гу? Куда необходимо приносить десятину и возношение? Александр Читать дальше |
|
Когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу?19 августа 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, рав! Скажите, пожалуйста, как надо правильно праздновать шабат, когда лучше накрывать на стол, когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу? Читать дальше |
|
Почему ашкеназы, сефарды, хасиды и Хабад молятся по-разному?14 августа 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Почему ашкеназим, сфарадим, хасиды и Хабад (Любавич) молятся (Шахарит — утреннюю молитву) по-разному? Читать дальше |
|
Зачем принимать на себя субботние ограничения до наступления субботы?26 июля 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. В последнее время столкнулся с призывами глав поколения досрочно принимать на себя субботу. И хотелось бы понять — что это значит? Несомненно, сказанное евреем (принятое им решение) создает определенную реальность. Как говорил р. Нахум Диамант: откуда знаем, что у еврея святые уста? После того, как еврей сказал, что часть урожая предназначена коэну, если от неё будет есть не-коэн, его может ожидать смерть от руки Небес. Это же касается и новомесячья: согласно закону, новый месяц начинается тогда, когда объявили о его наступлении, даже если судьи объявили его «не в тот день» по ошибке или намеренно. Но субботу освятил Сам Творец, её наступление от нашего решения не зависит. Можно было бы сказать, что принятие на себя субботних ограничений до наступления субботы — средство возвести ограду, чтобы труднее было нарушить закон. Но эти призывы адресуются, в основном, харедимному сообществу, где и без того к Шаббату относятся весьма трепетно. Мало того, досрочное принятие субботы иногда рекомендуют (видел это несколько раз), например, как средство для излечения больных. Спасибо. В. Читать дальше |