Почему в Песах пьют только четыре бокала вина, а не пять?12 апреля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Важная часть праздничного обряда в Пасхальную ночь — выпить четыре бокала вина. Как я слышал, каждый бокал соответствует одному из четырех обещаний, данных Всевышним пророку Моше в связи с избавлением из Египта (Шмот, 6, 6-7): «Поэтому скажи сынам Израиля (от Моего имени): Я — Г-сподь, и выведу вас из-под гнета египетского, и спасу вас от их порабощения, и избавлю вас мышцею простертой и великими знамениями, и возьму вас себе в народ, и буду вам Всесильным, и познаете, что Я — Г-сподь Всесильный ваш, выводящий вас из-под гнета египетского». У меня возникло несколько вопросов: В чем именно заключались эти четыре обещания, и вообще почему избавление делится как бы на четыре части, ведь на первый взгляд исход из Египта — это один единый процесс, зачем же разбивать его на составляющие? И еще, если все-таки придавать значение отдельным обещаниям, почему мы останавливаемся на четырех бокалах? Ведь Всевышний продолжает (там же, 8): «И приведу вас в землю, которую поклялся Я дать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и дам ее вам в наследие, Я, Г-сподь». Т. е. Б-г не только вывел нас из Египта, но и пообещал дать нам в удел Землю Израиля, так почему же не выпивают пятый бокал по этому поводу? Заранее большое спасибо, Биньямин Читать дальше |
|
Как начать соблюдать Шаббат?25 февраля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Не поможете мне советом, как мне соблюдать Шаббат? Я ничего не знаю про Шаббат, мне нужно все с нуля: как соблюдать его, что можно делать, что нельзя делать, как делать и т.д. Читать дальше |
|
Расскажите о понятии Шхина — Б-жественного присутствия в мире?25 февраля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Меня интересует понятие Шхина (Б-жественного присутствия), что именно имеется в виду под этим термином? Не могли бы Вы осветить эту тему. Заранее спасибо, Николай. Читать дальше |
|
Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана (Скинии)?4 февраля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана, под его столбы и под столбы его двора? Читать дальше |
|
Давать цдаку анонимно — это лучший способ?28 января 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Иудаизм подчеркивает, как важно давать цдаку. К тому же подчеркивается, что давать цдаку анонимно — более высокий уровень выполнения этой заповеди. В общем-то, мне это в большинстве случаев понятно. Но уже неоднократно приходилось слышать истории о равах и простых евреях, дающих цдаку анонимно, где с моей точки зрения гораздо лучше было бы оказать помощь открыто. Речь идет о ситуациях, когда нуждающиеся непосредственно обращались к кому-то (раву, богачу, родственнику) за помощью и те в лицо им отказывали (или давали очень маленькую помощь), а потом анонимно давали щедрую цдаку и оказывали серьезную помощь. Но ведь в момент, когда такой человек получает отказ ему очень БОЛЬНО!!! (особенно если отказывает близкий родственник или рав о добросердечности которого так много все говорят…). Разве можно ради анонимности причинять боль другим, тем более нуждающимся, которым и так плохо? Разве анонимность стоит того, чтоб добавлять им еще и боль отказа и разочарования? Толкать их на то, чтоб они плохо думали о своих анонимных благодетелях? А если они не дождутся той анонимной помощи и отчаявшись пойдут доставать так критически необходимые им деньги не кашерным путем… наделают глупостей…Я, так до сих пор не понимаю, почему прославляется анонимность цдаки даже тогда, когда она наносит нуждающимся в ней боль… И почему же подобные истории так распространены и любимы в нашем народе… Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
Проясните, пожалуйста, что такое Изгнание, Искупление, времена Машиаха?13 июля 2021 года, отвечает Рав Натан Агрес Ув. рав Агрес (обращаюсь к Вам, потому что мне очень нравится, что Вы очень подробно отвечаете на мои вопросы, и еще раз благодарю Вас за это), помогите, пожалуйста, прояснить термины, которые мы часто интуитивно используем и примерно понимаем их значение, но все же из-за отсутствия четкого определения не очень понятны их границы и часто возникают путаница и споры. (Если по поводу этих терминов имеются разные мнения у разных хахамим, то хотелось бы узнать этот разброс мнений, если не весь, то хотя бы несколько наиболее ярких). Итак, термины: 1. Галут («изгнание» — какое состояние называется галутом? По каким признакам мы его определяем? (К примеру, некоторые делают акцент на наличии царства, утверждая, что раз у нас сейчас нет царя, то это галут, но ведь до царя Шауля тоже у нас не было царя и это не считалось галутом. Или многие говорят, что раз у нас сейчас государство не по Торе, то это означает галут, но ведь в наших древних царствах процветало идолопоклонничество и это не считалось галутом?)) 2. Геула («искупление», «избавление»). Каковы ее признаки? 3. Порабощение царствами. Какая степень порабощения имеется в виду? (Просто подчинение давлению или явное порабощение с обязанностью выплачивать дань и наличием во главе государства ставленника государства-поработителя?) 4. Слышала также о терминах хевлей Машиах («муки прихода Машиаха» — вроде, у Агра — Виленского гаона — упоминалось). Что это, и как мы определяем эту эпоху? 5. Эпоха Машиаха. Что это за эпоха? Как определить ее начало? (Я слышала, что она начинается еще до непосредственного раскрытия Машиаха, тогда по каким признакам мы ее определяем и что для нас означает ее начало? Это уже геула или еще галут? И означает ли это, что в этот раз Машиах уже точно придет и не будет больше напрасных ожиданий, разочарований и катастроф, не дай Б-г?..) Заранее благодарю. Орит Читать дальше |
|
Во время исхода евреи собирались есть хлеб в Песах?!18 марта 2021 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. В качестве подготовки к Песаху еще раз перечитала главу Бо, где описывается подготовка к исходу, и это вызвало у меня целый ряд вопросов. Там говорится, что в ночь на 15 Нисана Б-г навел на Египет казнь первенцев и египтяне стали давить на евреев, чтобы ускорить их исход, т.к. боялись гибели. И сказано: «И взял народ свое тесто до того, как оно заквасилось, квашни свои, увязанные в одеждах свои, на плечах своих… И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, пресными лепешками (мацой), т.к. еще не заквасилось оно, потому что изгнаны были они из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе» (Шмот 12:34, 39). 1) Отсюда, вроде бы, ясно, что если бы не поспешный исход под давлением египтян, евреи подождали бы, пока тесто заквасится, чтобы испечь из него обычный хлеб. Но ведь еще до исхода квасное было строго запрещено им на всю неделю Песаха, как сказано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших, ибо тот, кто будет есть квасное, — душа та истреблена будет…» (там же 12:19). Причем запрет распространялся как на употребление квасного в пищу, так и на само владение им (как и сегодня). Неужели они хотели нарушить волю Всевышнего?! 2) А если предположить, что тесто замесили, чтоб сразу же испечь, но не успели, то зачем взяли его с собой? Ясно ведь, что, если не произойдет чуда, во время долгого перехода тесто обязательно заквасится и будет нарушен строгий запрет? 3) И действительно, как может быть, что тесто не успело закваситься? Ведь время выпечки мацы — 18 минут! Как три миллиона евреев могли успеть за восемнадцать минут замесить тесто, собраться, дойти пешком с детьми и стадами до Суккота, найти место стоянки, насобирать дрова, разжечь костер и испечь мацу? При этом в тексте Торы не упоминается, что произошло чудо. Откуда вообще взялась эта цифра? Кроме того, часов в те времена не было. И как они определили, заквасилось тесто или они пригодно для мацы? 4) И еще, почему евреи названы здесь «народ», когда в соседней фразе их называют «сыны Израиля»? 5) В Пасхальной Агаде сказано: мы едим мацу в память о том тесте, которое вынесли из Египта и которое не успело закваситься. Но ведь заповедь о маце предшествовала исходу, как сказано (Шмот 12:8): «И пусть съедят мясо (пасхальной жертвы) в ту же самую ночь, жаренным на огне, с мацой и горькой зеленью будут есть его», а также повеление на поколения (там же 15) «семь дней ешьте мацу». Извиняюсь за такой длинный вопрос, просто я совершенно запуталась. Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Кто был предком китайцев — Шем, Хам или Йефет? А индейцев майя?23 октября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, здравствуйте. У меня вопрос, касающийся предыдущей недельной главы. У Ноаха было три сына, прародители всех будущих народов: Хам, Шем и Иефет, а также еще упоминается Шемхазаэль — один из трех ангелов, что до Потопа опустились на землю, чтобы жить на ней подобно людям. Упоминается о трех основных началах возникновения народов: Хам — негроидные расы, Шем — еврейский народ и Иефет. Вопрос: кто из них был предком китайцев (да и японцев), а кто был прародителем народов латинской Америки (индейцев Майя). Когда листаешь историю, может сложиться ощущение, что их Потоп либо не коснулся, либо скорость строительства их древних городов и воспроизведения потомства превосходит все рамки воображения… Олег Читать дальше |
|
Почему имя человек «Адам» связано с происхождением его тела (от адама — земля), а не с его душой?16 октября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес «И создал Господь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Берешит 2:7). Если я правильно понимаю имя первого человека Адам (а отсюда и общее название всего человеческого рода) происходит от корня адама — земля, из которой было сотворено его тело. Но тогда возникает вопрос: почему имя человека связано с его телом, а не с душой (той самой, что Творец вдохнул в его ноздри), ведь человек по сути, это душа, а тело — лишь временное материальное одеяние? И еще, как это имя выделяло его среди всех остальных животных, ведь они тоже были созданы из земли, как сказано: «И создал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную» (там же 2:19)? И последний вопрос, красный цвет на иврите «адом» тоже однокоренное с адама — земля, исходя из этого, можем ли мы утверждать, что кожа у Адама была красного цвета. Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Как смерть десяти мудрецов связана с Йом Кипуром?22 сентября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес В молитве Йом Кипура в конце повторения кантора упоминается отрывок о мучительной смерти десяти великих мудрецов Израиля (рабби Акивы и др.), казненных римлянами. Мой вопрос: как эти трагические события связны с Йом Кипуром? Этот же отрывок мы говорим в траурный пост Девятого Ава, и здесь все понятно — ведь в этот день мы скорбим обо всех бедах и несчастьях, порожденных разрушением Храма и изгнанием, но вот связь с Днем Искупления не совсем ясна. Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Где евреи погружались в микву в пустыне?22 мая 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес В пустыне евреи пили из колодца Мириам, пока она не умерла. А где еврейские женщины погружались в микву, не в этом же колодце? Спасибо. Читать дальше |
|
В случае, когда отец нееврей, колено устанавливается по матери?!8 мая 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно я прочитал ответ о принадлежности человека к определенному колену. Основываясь на трактате Бэхорот (47а), вы пишете, что «сын еврейки от нееврея — еврей, и в этом случае он принадлежит к колену матери». Хотел бы попросить вас разрешить следующее несоответствие: В недельной главе Эмор (Ваикра, 24:10) обсуждается история с сыном еврейской женщины из колена Дана и египтянина. Как говорит Раши, этот человек хотел поставить свой шатер в стане колена Дана. Его спросили, на каком основании он собирается это делать. Ответил, что он из сыновей Дана. Ему же привели стих из Торы: "ле-бейт авотам» (Бемидбар, 2:2), т. е. принадлежность к колену идет только по отцовской линии. В конечном итоге спор был решен судом Моше Раббейну в пользу колена Данa. Как я это вижу, ваш ответ идет вразрез с решением суда Моше Раббейну о принадлежности человека к конкретному колену. Было бы очень интересно услышать ваш ответ по этому поводу. Спасибо! Авраам, Бруклин, Нью-Йорк Читать дальше |
|
Всесожжение голубей символизирует приземление фантазий?27 марта 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Вопрос по разделу Ваикра. Правильно ли считать, что всесожжение голубей символизирует приземление фантазий, подчинение их творчеству достижения Цели Творения? Владимир Читать дальше |
|
Окончательно запутался в хронологии царей Персии, помогите разобраться?4 марта 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Окончательно запутался в хронологии царей Персии, имеющих отношение к периоду после разрушения Первого Храма и Пуримa. Может быть, вы поможете разобраться. Греческие историки сообщают: Персидский царь Кир, покорив Мидию, захватил Вавилон. Царь Бэлшацар (Валтасар) был убит. После смерти Кира правил его сын Камбиз, погибший во время покорения Египта. Далее, 7 месяцев правил самозванец, выдававший себя за убитого младшего сына Кира — Бардию. Его сверг Дарий — дальний родственник Кира, из той же династии Ахеменидов, женившийся на дочери Кира для своей легитимации (аналогия с Вашти и Ахашверошем). При Дарии Первом завершается постройка Второго Храма. Далее правили сын и внук Дария — Ксеркс и Артаксе́ркс. Ксеркс — вероятный Ахашверош, а Артаксе́ркс — тот, при котором жили Нехемия и Эзра. Один из сыновей Артаксе́рксa — Дарий Второй. Теперь сведения еврейской традиции: Персы и мидийцы захватили Вавилон. Царём всего на один год стал некий мидиец Дарий, добровольно уступивший трон Киру. Потом появляется некий Ахашверош, заведующий конюшней, для своей легитимации женившийся на внучке Бэлшацара — Вашти. Аналогия с Дарием: заведовал конюшней, для легитимации женился на дочери Кира. Тут, конечно, вопрос: Зачем Ахашверошу нужна легитимация от свергнутой династии Вавилона? Кто был между Киром и Ахашверошем? После смерти Ахашвероша царём становится его сын Дарий, при котором завершается постройка Второго Храма. Тут надо отметить: разница в еврейской и нееврейской хронологии — приблизительно 150 лет. Поэтому стирается разница между Дарием Первым и Дарием Вторым. Как я понимаю, в еврейской традиции, это одно лицо. Прошу Вашей помощи в разбирательстве этих сложных для меня вопросов. Читать дальше |
|
Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать?23 января 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Меня мучает такой вопрос. Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать, что они собираются уйти только на три дня, чтоб совершить жертвоприношения, а после этого вернуться? Ведь это же ложь, а врать без крайней нужды нам запрещено. Разве нельзя было сразу просить отпустить народ навсегда? Разве фараон после казней не отпустил бы, если бы ему сказали правду? Разве фараон сам не догадался, что евреи хотят уйти насовсем? Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Почему в молитвах не упоминается Йосеф?20 декабря 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Мы знаем, что Давид молился Ашему, чтобы Он позволил добавить его имя к молитве Амида. Ашем ответил Давиду, что не проверял его и поэтому не добавил его имени. Почему Йосеф не заслужил, чтобы его имя говорили во время молитвы, как имя наших праотцов, если он прошел такой тяжелый тест, когда убежал от жены Потифара? Читать дальше |
|
Почему Тора описывает события, произошедшие после ее дарования?4 июня 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня такой вопрос. Как Тора была дана Мойше на горе Синай и описывает события, произошедшие уже после дарования Торы, как то грех золотого тельца, скитания по пустыне и др., то есть получается будущее? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Если отец у девушки из рода Давида, а мать из колена Леви, то девушка — потомок Аарона?31 мая 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Если у девушки отец из колена Давида, а мать из колена Леви, то можно ли говорить, что эта девушка является потомком Аарона, через сыновей Израиля, и верно ли это будет? Спасибо. Читать дальше |
|
В чем суть жертвоприношений?15 февраля 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Известно, что помимо молитв, основная задача Храма состояла в жертвоприношениях. Мне непонятна эта идея, зачем Всевышнему жертвы — кровь и мясо животных?! Молитва — это обращение к Создателю, установление связи с Ним, но жертвы… непонятно! Большое спасибо, Ариэль Читать дальше |
|
Объясните отношение Авраама к его сыновьям от наложниц17 ноября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый Раввин! Объясните, пожалуйста, почему Авраам передал знания о нечистых силах своим сыновьям от наложниц и отослал их на восток? Разве любящий отец может пожелать своим детям разрушающие деструктивные знания? Или эти дети ему были безразличны? Ведь эти дети были евреями. И почему Яаков, несмотря на то, что очень любил Йосефа, не отсылал своих остальных сыновей от наложниц, подальше от Йосефа? Спасибо. Читать дальше |
|
Чем дождь-гешем отличается от дождя-матара?8 ноября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Спасибо за Ваш ответ про дождь в качестве метафоры. Меня интересует само слово дождь. Оно встречается в Торе как «матар» (Берешит 2:5), и как «гешем» (там 7:12), в чем разница между этими понятиями. И еще, почему в молитве Шмоне-Эсре во втором благословении упоминается «гешем», а в девятом «матар». Большое спасибо. Читать дальше |
|
По какой причине Всевышний пообещал больше не наводить всемирный потоп?27 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! У меня вопрос по главе Ноах. Выйдя из ковчега по окончании потопа, Ноах построил жертвенник и совершил на нем жертвоприношения Б-гу, в результате чего сказано (Берешит, 8:21): «И воспринял Г-сподь благоухание, и сказал Г-сподь в сердце Своем: Не буду более проклинать землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его (йецер лев а-адамра ми-неурав), и не буду более поражать все живое, как Я сделал». Если я правильно понимаю, тот факт, что уже с раннего детства дурное начало одолевает человека и приманивает его к греху, приводится здесь как смягчающий фактор в виновности человека за свои грехи, и именно в силу этого обстоятельства Всевышний принял решение не наводить потоп повторно. Но если так, непонятно, почему этот же фактор не уберег человечество от первого потопа, ведь то, что дурное начало преобладает в людях, было известно Творцу и ранее. Более того, именно преобладание дурных помыслов представляется самой Торой как основная причина потопа, как сказано (Берешит, 6:5-7): «И увидел Г-сподь, что велико зло человеческое на земле и все побуждение помыслов сердца его лишь худо весь день (ве-холь йецер махшавот либо рак ра коль а-йом). И пожалел Г-сподь о том, что создал человека на земле, и огорчился Он в сердце Своем. И сказал Г-сподь: Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной; ибо сожалею Я о том, что создал их». Как разрешить такое противоречие? Заранее благодарен, Евгений Читать дальше |
|
Почему Терах, отец Авраама, оставлен иудаизмом в тени?16 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня возникло впечатление, что в иудаизме очень не заслуженно обойдена личность Тераха, отца Авраама. Вот Авраам — это наш праотец, праведник, личность, которую трудно переоценить, а Терах — просто заурядный идолопоклонник. И постоянно мудрецы подчеркивают, что праведность Авраама никак не связана с Терахом, что Авраам до всего дошел сам. В общем-то, если бы Авраам был единственным таким ярким потомком Тераха, то мне это было бы легко принять, но ведь у Тераха было еще два сына и от каждого из них произошли очень незаурядные личности: Аран — младший брат Авраама, был явно незаурядной личностью. Как говорит Мидраш, он вслед за Авраамом признал единого Творца и пошел в печь, для чего нужно действительно иметь сильную веру в единого Творца. Да и дети Арана — Лот, Сара и Милька, были праведными. Может Лот и уступал Аврааму, но по сравнению с другими он был праведен и даже в Сдоме не развратился до общего уровня, и от него произошла Рут, а значит, и Машиах. О праведности Сары, жены Авраама, даже говорить не нужно — это не подлежит сомнению. Милька вышла замуж за Нахора, среднего брата Авраама и Арана, и от них произошли наши праматери Ривка, Рахель, Лея и Билга. Так почему же иудаизм обходит вниманием Тераха, все сыновья которого проявили такой сильный потенциал, ведь это явно свидетельствует о незаурядности их отца? Читать дальше |
|
Что такое воскрешение из мертвых?26 июня 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Расскажите, пожалуйста, про воскрешение из мертвых. О чем именно идет речь, в чем суть и смысл этого явления? Когда и с кем оно должно произойти? Известны ли примеры подобного воскрешения в прошлом? Большое спасибо! Александр Читать дальше |
|
Что такое бейт-мидраш?21 апреля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Хотелось бы больше узнать о понятии Бейт мидраш (Дом учения), заранее спасибо. Виктор Читать дальше |
|
Расскажите, пожалуйста, о молитве Мусаф28 февраля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно услышал, что в Субботу к обычным молитвам добавляют еще одну, с чем это связано? И где можно почитать об этой молитве подробнее? Заранее спасибо, Валентин. Читать дальше |
|
За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?24 февраля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! У меня возник следующий вопрос. В литературе часто упоминается, что есть определенные добрые поступки, за которые по закону положено воздаяние в этом мире, а есть такие, за которые воздаяние возможно только в ином мире. Так же и злые поступки — за одни кара уже при жизни, за другие — только после смерти. Но какие именно поступки принадлежат к каждой из категорий? Огромное спасибо за ответ! Читать дальше |
|
Почему когда нет достаточно времени помолиться, первым делом пропускают Шират а-Ям (Песнь на море)?4 января 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Известно, что если опаздываешь на молитву, следует пропустить некоторые отрывки из Псукей де-Зимра (утренних песнопений, предваряющих молитву Шахарит), чтобы успеть помолиться Шмоне-Эсре (основную часть молитвы) в миньяне — вместе с десятью евреями. Сначала пропускают менее важные отрывки, а если уж совсем нет времени, то и более важные. Насколько я выяснял, первым делом пропускают Шират а-Ям (хвалебную Песнь, которую воспели евреи после чудесного перехода через море), т. е. этот отрывок наименее важен из всех остальных. Но как это может быть, если именно Шират а-Ям — это отрывок из Пятикнижия, а все остальные — из Псалмов царя Давида и других мест Танаха, уступающих по своей святости свитку Торы! Более того, сама Песнь на море имеет особую важность, как я читал в разных источниках. Так как же случилось, что именно ее пропускают в первую очередь?! Заранее благодарю за ответ, Даниэль. Читать дальше |
|
Авраам и Лот. «Налево и направо» или «на север и на юг»?4 декабря 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня вопрос по недельной главе Лех Леха. При разлуке Авраама и его племянника Лота, сказано (Берешит, 13:9): «И сказал Аврам Лоту: “Вся страна пред тобою, отделись от меня, если ты налево, я направо, а если ты направо, я налево”.» Вопрос, почему Авраам упоминает «направо и налево», не было бы более уместно говорить о «севере и юге», или «востоке и западе»? Ведь речь идет об отделении, когда каждый из них будет жить обособленно в другой части страны, что реально и произошло. Заранее спасибо, Саша Читать дальше |
|
Для чего Хава подвела под грех своего мужа?28 октября 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Все знают историю о том что Хава и Адам согрешили в Эдемском саду, вкусив запретный плод. Если я не ошибаюсь, согласно одному из комментариев наших мудрецов, ясно что вкусив тот плод, Хава сразу же поняла что согрешила, а Адам в свою очередь, посмотрев на свою жену, понял что произошло, но сознательно нарушил запрет из любви к ней, так как хотел и дальше находиться вместе с Хавой. У меня такой вопрос, почему же Хава зная что поступила неправильно подвела к этому же греху и своего мужа? На первый взгляд мне показалось, что у неё были те же мотивы что и у Адама, но мне интересно какого было её намерение, каков духовный корень этого проступка. Большое спасибо за внимание. С уважением, Лия. Читать дальше |
|
Разве Всевышний «выводит» хлеб из земли? А не пшеницу?26 августа 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Подскажите, пожалуйста, как понимать благословение на хлеб «Благословен ты, Господь… Выводящий (Взращивающий) хлеб из земли»? Ведь из земли не выходит готовый хлеб, а только пшеница (на которую, как мне известно, благословляют при а-адама — «плод земли»), а хлеб это уже дело рук человека. И в остальных благословениях на пищу мы не находим ничего подобного, там ясно сказано: «Творящий плод дерева» или «земли» и т.п. Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Как относится иудаизм к работе и заработку?29 мая 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Хотел бы прояснить для себя, как относится иудаизм к работе и заработку? Спасибо, Олег Читать дальше |
|
Что нужно знать о Пророках, входящих в Танах?16 мая 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Хотелось бы побольше узнать о книгах Пророков, входящих в состав Танаха. Где можно почитать об этом на русском языке? Заранее благодарю, Владимир Читать дальше |
|
Трудится ли Б-г? И если да, то в чем Его труд?28 апреля 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Сразу замечу, что я необразован в плане изучения Торы и никогда ее не читал полностью, а лишь отрывками. Я хотел бы прояснить для себя неясное. Мой вопрос в том, что делал Б-г на 8-ой день? Понимаю, что разница в ДНЯХ важна, поэтому перефразирую: есть ли ответ на то, чем занимается Б-г после последнего творения? Откуда мысль: учитывая, что у нас дни повторяются и после 7-го го дня начинается, грубо говоря, ПЕРВЫЙ… я имею в виду, что после отдыха мы опять начинаем трудиться… трудится ли Б-г, и если да, то в чем Его труд? Читать дальше |
|
Почему женщина была создана из ребра Адама?8 марта 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос. Как можно интерпретировать то, что Б-г создал женщину из ребра Адама, а не как самого Адама? Есть ли в этом какой-то особый скрытый смысл, который раскрывает значение женщины для Б-га? Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Почему такое странное название — «хлебы предложения»? Что значит «предложение»?26 февраля 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Скажите, пожалуйста, почему хлебы в скинии называются «хлебы предложения»? Как я понимаю, буквально с Иврита переводится это как «хлеб лица»? Вообще, откуда взялось слово «предложения» в данном вопросе? Тода раба. Оксана Читать дальше |
|
Что такое «дождь», «засуха», «потоп» в метафорическом смысле?8 ноября 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Спасибо большое за Ваши ответы. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Я не знаю, как покорректнее сказать то, что хочу. Надеюсь, смогу изъясниться понятно. Известно, что у Торы есть 70 ликов, что написано в некоторых книгах мудрецов благословенной памяти, что я читал. И я понимаю, что это чрезвычайно глубокая и непонятная мне вещь. Но хочу спросить вот что: что такое, если воспринимать как метафору, дождь в книгах ТаНаХа, Мидрашах, Мишне? Известно, что Вс-вышний, благословен Он, использует дождь как наказание, не дай Б-г, как в случае с всемирным Потопом, умеренный и своевременный дождь рассматривается как благословение Небес, а его отсутствие — как наказание за прегрешения народа, не дай Б-г. Также в Мишне, трактат Таанит, говорится о благословениях на дождь во время молитв, о засухах в наказание и всенародных постах. Ведь помимо буквального понимания текста, который, безусловно, справедлив и ясен для всякого человека, здесь есть и намёк на что-то более глубокое, применимое к отдельному конкретному человеку. Так вот, суть вопроса в следующем: что такое с точки зрения отдельно взятого человека, метафорически — засуха и потоп, своевременный дождь или несвоевременный. Надеюсь, сумел объяснить суть вопроса. Спасибо большое за внимание. Игорь Читать дальше |
|
Какие грехи задерживают молитву?18 сентября 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. В книге «Аводат атфила» (на будни) р. Беренбаума перечисляются несколько грехов, которые задерживают принятие молитвы. У меня возникли вопросы: 1. По идее, любой грех должен задерживать (на том или ином уровне) приём молитвы, и если так, то почему вообще выделяют определенные грехи, мешающие молитве. 2. Грехи, из-за которых, еврей называется злодеем (в частности, не отдающий долг «занимает злодей и не платит») тоже должны задерживать приём молитвы или нет. Спасибо Читать дальше |
|
Есть ли связь между 39 работами, запрещенными в Субботу, и 39 палками, положенными грешнику?6 августа 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес В Мишне в трактате Шаббат (7:2) сказано: «Работ (запрещенных в Субботу) — сорок вычесть одну», и затем перечисляется список 39 работ. У меня вопрос: почему не сказано напрямую «тридцать девять работ», зачем выражаться «сорок вычесть одну»? И еще, есть ли какая-то связь между этими 39 работами и 39 палками, которыми наказывался нарушитель закона Торы? В обоих случаях то же число — тридцать девять. Большое спасибо. Читать дальше |
|
Что значит «Печать Всевышнего — Истина»?6 июля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Несколько раз приходилось слышать выражение «Печать Всевышнего — Истина». Если можно, поясните, что имеется в виду. Большое спасибо. Читать дальше |