Почему праотцы клялись, положив руку под стегно?30 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый ребе, прочитал следующее в одном из источников. Когда Авраам посылал своего раба в Харан привести жену для Исаака, он сказал Элиейзеру: «Положи руку свою под стегно моё и клянись Богом, что ты не возьмёшь сыну моему жену из дочерей ханаанских…». Пожалуйста, объясните клятвенный обычай положить руку на половые органы. Спасибо, Игорь Читать дальше |
|
Почему Всевышний решил сохранить допотопных животных?27 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Когда Всевышний решил, что «конец всякой плоти настал» (Брейшит 6 Ноах 13), – почему Он поручил Ноаху сохранить всякой плоти по два из всех, а не захотел воссоздать их после потопа? Валерий Спасибо за ответ . Читать дальше |
|
Из какого дерева был построен ковчег Ноя?27 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом Аллейхем! Известно, что Вс-вышний повелел Ною соорудить теват Ноах — Ковчег (эта история описывается в гл. 6 Бытие). В повелении было использовать дерево гофер. Что это было за дерево? И почему именно это дерево? Также известно, что Б-г сам определил размер будущего тевата (ковчега) — длина ковчега 300 локтей; ширина его 50 локтей, а высота его 30 локтей. Почему именно такие параметры? И что означают эти цифры? Сколько это будет в переводе на метры? Затем Ной с животными и сыновьями зашел в теват, и Б-г сам запечатал вход в него. И только через 7 дней пролил дождь. А почему не сразу? И что они делали там 7 дней взаперти? Также известно, что после 40-дневного (и 40-ночного) наводнения вода была ещё 150 дней. Что означают эти числа? Ещё известно, что остановился ковчег на горах Араратских. Что это за горы? И что стало дальше с Ковчегом? И возможно ли, что до сих пор где-то лежит остов ковчега? Ведь известны случаи, когда летчики, пролетая над Араратом, видели нечто, похожее на останки огромного корабля, также это подтверждали горные экспедиции… Также неизвестно, когда именно Ной приступил к постройке Ковчега? Во сколько лет, или в каком году? Читать дальше |
|
Ноах ослушался Всевышнего?26 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. У меня 2 вопроса после прочтения главы «Ноах». — Ноах после потопа открывает окно, «которое сделал». Ведь Ноаху не было сказано делать окно, что это за окно? — Как-то быстро голубь нашел лист, ведь чтобы дереву вырасти (особо оливе) нужны года. Значит, потоп уничтожил только животный мир, а деревья сохранились? Читать дальше |
|
Кто такие дочери человеческие?25 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Бырейшит 6, 4: Исполины были на земле в то время, и после того, как сыны великих стали входить к дочерям человеческим, и они рожали им: это богатыри, издревле люди знаменитые. Вопрос: 1. Кто такие сыны великих? 2. Кто такие дочери человеческие? 3. Если все исполины погибли в водах потопа, то откуда взялись сыны Анаковы? (Бымидбар 13,33: Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах.) Иннокентий, Красноярск Читать дальше |
|
Что имеется в виду под «новым союзом»?25 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав. Можете объяснить, что имеется в виду под новым союзом и что Ашем простит грехи и не вспомнит? Ведь Тора неизменна, а Ашем и Тора едины. Спасибо. С уважением, Андрей.(30) Вот, наступают дни, — сказал Г-сподь, — когда с домом Йисраэйлевым и с домом Йеудиным Я заключу новый союз, (31) Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им владыкою, — сказал Г-сподь; (32) А такой союз, какой заключу Я с домом Йисраэйлевым после тех дней: — сказал Г-сподь, — вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом. (33) И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый — брата своего, говоря: «познайте Г-спода», ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, — сказал Г-сподь, — потому что прощу Я вину их я не буду больше помнить греха их. Читать дальше |
|
Когда родились Каин и Эвель?24 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, когда у Адама и Хавы родились Каин и Хевель, до изгнания из Ган Эден или после? Ошер Читать дальше |
|
О чём говорит буква необычной формы в главе Аазину?10 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В Аазину (6) есть большая буква hей, дайте, пожалуйста, какие-нибудь комментарии. Читать дальше |
|
Если бы сегодня Йеошуа остановил движение планет, как бы отреагировали люди?9 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Рав, Овадья Климовский. Я говорил вам о том, что сделал Йешуа, сын Нуна, а именно, остановил ход времени. Вот и вопрос мой, интересно, если бы кому-нибудь удалось сделать это в наше время, как бы отреагировали люди? С уважением, М.-Д. Читать дальше |
|
Лжепророк был похоронен в двух могилах?3 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Не могу понять, — если пророк Миха, старый пророк, был похоронен в могиле пророка Идо, как и завещал (могила с миртом и колючками), то как он мог потом еще и в могилу пророка Элиши попасть для оживления? Азриэль Читать дальше |
|
Почему такое разграничение между евреем и неевреем?26 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый рав! Скажите, пожалуйста, почему такое разграничение между евреем и неевреем? Попробую прояснить свою мысль. Понимаю, что евреям даны были особые преимущества в плане служения Творцу этого мира… Все обязаны Торе и прочим достоинствам, благодаря которым Творец раскрылся всему миру… Но есть то, что евреи проводят четкую грань. Например, суббота была открыта для Адама, дана была при сотворении мира всему человечеству. Понимаю, что впоследствии евреям была передана суть служения со всеми ее атрибутами и законами Шаббата. Так почему нееврею нельзя зажечь хотя бы свечи в честь празднования такого великого праздника? Или свинина. Разве она становится чище, когда ее ест нееврей? Ведь если она нечиста, то нечиста и для нееврея тоже… Организм, как говорится, один! Или если нееврей пришел к такому пониманию о Шаббате, кашруте, становится ли он грешнее от соблюдения подобного? Думаю, это только в заслугу ему. Проясните, пожалуйста, может, я чего не понимаю. С глубоким уважением к Вам, Евгений Читать дальше |
|
Кто мы, и кто он?20 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, Хаверим! Почему Христиане говорят, что в 53 главе Йешайа пророк говорит о Мошиахе, Иудеи говорят, что там речь идёт о народе Израиля? Как я понимаю, если речь идёт о народе, то там говорится о двух народах. Кто эти народы? О каких народах говорит Пророк? Кто эти «мы ни во что ставили его… за грехи наши он был наказуем»? Кто мы, и кто он? Читать дальше |
|
Разве может быть «Главный раввин Израиля»?19 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Будьте добры, поясните, почему в русскоязычной среде все большее распространение получает термин «Главный раввин Израиля»? Насколько мне известно, такого быть не может, даже с учетом пятилетнего срока пребывания в должности председателя Раввинского совета и председателя Верховного раввинского суда. И второй вопрос. Как правильно: Главный или Верховный раввинат Израиля, Главный или Верховный ашкеназский раввин Израиля, равно как и сефардский? Буду очень признателен за ответ, Борис Читать дальше |
|
Всевышний Сам хотел, чтобы эти народы воевали против Израиля?16 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, Рав. 1.Йегошуа (10:13) Что такое Сейфер Айешар? 2.Йегошуа (11:20) Получается, что Господь Сам хотел чтобы они воевали против Израиля? Они что, не могли даже сдаться? Или если бы они даже сдались, их все равно надо было истреблять? С уважением, М. Читать дальше |
|
Чем питался Авель?15 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Чем питался Авель? И зачем он занимался скотоводством, если мясо разрешено было есть только во времена Ноя? А. Читать дальше |
|
Машиах не является Б-гом или Сыном Б-га?14 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Слышал, что Машиах не является Богом или Сыном Бога. Скажите, как понять текст Йешайа 9:5, ведь составляющая имени «Эйль» в других местах переводится как «Бог». Читать дальше |
|
Машиах придёт во времена тех царей, о которых сказано в книге Даниэля?13 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Возник вопрос по поводу стиха из книги Даниэля (2:44): «и ВО ДНИ ТЕХ ЦАРЕЙ установит Б-г небесный такое царство, которое никогда не разрушится, и власти другому народу не передаст…». Но ведь мы ждём воцарения Машиаха ПОСЛЕ этих царей (после Вавилона, Персии, Греции и Рима). А тут говорится, что «ВО ДНИ ТЕХ ЦАРЕЙ», не «ПОСЛЕ». Если это метафора и имеется в виду царство Торы — изучение Торы, то ведь её изучали и до упомянутых выше царей. Кроме того, слышал, что слово «Машиах» (мэм-шин-йуд-хэт) состоит из тех же букв, что и слово «пятый» — «хамиши» (хэт-мэм-йуд-шин-йуд). И это намёк на пятое царство. Но как это связать с фразой «и ВО ДНИ ТЕХ ЦАРЕЙ»? Заранее благодарен. Ори (Юра) Читать дальше |
|
Почему за грех сыновей первосвященника Эли погибло 30 000 евреев?7 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом!! В первой книге пророка Шмуэля 4:1—22 описывается гибель 30 000 евреев и пленение Ковчега за грех двух сыновей первосвященника Эли. Какое отношение имели погибшие евреи к грехам этих двух людей? Даниэль Читать дальше |
|
О чём же на самом деле пророчествует Миха?24 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом алейхем! Известный отрывок из книги пророка Михея 5:1—4 христиане комментируют как пророчества о рождении в городе Давида Вифлиеме «мессии» Иисуса Христа. Но мне важно знать, о чём же там на самом деле пророчествует Михей а-нави? Читать дальше |
|
Как вы относитесь к факту существования шумерской цивилизации?21 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый ребе, Как Вы относитесь к доказанному историками и археологами факту существования шумерской цивилизации? Кем были предки Авраама, если он был первым евреем? Где находился Ур Халдейский? Чья была инициатива оставить Ур и идти в Ханаан? Араама или его отца? Какая была причина ухода из Ура? Сколько времени занял переход из Ура в Ханаан? Сколько человек вышло вместе с Авраамом? С уважением, Игорь Читать дальше |
|
Напишите, пожалуйста, еврейскую молитву перед едой19 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый Рав Овадья Климовский. В нашей семье есть золотое правило молиться перед едой. Я всегда молюсь своими словами. Но в последнее время я начала изучать иврит и поэтому хочу выучить молитву перед едой на иврите. Напишите, пожалуйста, еврейскую молитву перед едой. С уважением, А. Читать дальше |
|
Почему Творец говорит о Себе во множественном числе?14 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня вопрос, почему в главе Брейшит Творец говорит о себе во множественном лице: «Создадим человека по образу НАШЕМУ, по подобию НАШЕМУ…» «Вот, человек стал как один из НАС в познании добра и зла. Теперь может быть, протянет он руку свою и возьмет от дерева жизни и поест, и будет жить вечно». Спасибо, жду. Читать дальше |
|
Ведь Эдом и Моав не дали евреям пройти!13 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. Изучаю Тору, недельный раздел, и возник вопрос. В Дварим гл.2, ст. 29 Тора говорит про момент прохода земли Сихона — «как мне сделали сыны Эсава….Моав». Но ведь сыны Эсава, Моав не дали пройти. Вы ответите, что это относится только к продаже еды и воды, но про это сказано в 28 стихе и каашер относится именно к проходу по земле. Но тогда как же Моше говорит: «как сделали мне Эдом и Моав» — ведь они не дали пройти! Не оставьте без ответа. Спасибо. Читать дальше |
|
Филистимлянам можно, а евреям нельзя?13 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый Овадья Климовский. Пишет Вам дочь Юрия. Вся наша семья очень внимательно читает Ваши ответы, и имеем большое желание посетить Святую землю. У меня возник вопрос относительно ковчега Завета, в котором хранились каменные скрижали. Все мы знаем, что это святое для иудеев. Возникает вопрос: почему Б-г разрешил взять ковчег Завета и принести его в землю филистимскую, и при этом люди прикасались к святыне и остались живы? (1 Самуила, 5 глава, 1—2 стихи). Или Б-г предусмотрел наказание за это в виде болезни на народ? В 2 Самуила, 6 глава, 6—7 стихи говорится о том, как Г-сподь наказал человека за прикосновение к ковчегу смертью. Почему язычники остались живы, а человек из народа Б-жьего умер? С уважением, Юлианна Читать дальше |
|
Почему мудрецы оправдывают поступок дочерей Лота?10 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый рав Овадья Климовский! Мир Вам и Б-жьего водительства!!! Недавно я читал из Торы повествование о дочерях Лота, и конечно, появляется много вопросов. К примеру, поступок, который совершили с отцом, достоин не поощрения, а осуждения. Удивителен комментарий мудрецов: «Сказал р. Хия бар Авин, сказал р. Иеhошуа бен Карха: “Пусть всегда поторопится человек исполнить заповедь. Так, например, из-за одной ночи, на которую старшая опередила младшую, потомство старшей (т.е. Рут) — удостоилось положить начало царскому роду на четыре поколения раньше младшей (Наамы — жены Шломо”». Почему мудрецы не только не осуждают тут поступок дочерей Лота, но и засчитывают им это, как заповедь? И насколько я понимаю, то и мудрецы иногда не сходятся во мнениях, имеются существенные разногласия. А как быть немудрецам, которые должны прислушиваться к словам старших? Это ведь неверно. Ведь ДОЛЖНО БЫТЬ единое мерило, от чего отталкиваться!!! Иначе народ будет поступать так, как считает правильным. Как знать, какое мнение мудрецов верное, а какое нет? Заранее благодарен Вам за ответ. Евгений Читать дальше |
|
К кому обращался Авраам?3 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день!! Берешит 18:3—5: «И сказал: владыка! Если я обрел благоволение пред очами твоими, не пройди мимо раба твоего; а принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом; а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь». Не могу понять, почему здесь меняется множественное и единственное числа? Читать дальше |
|
Сначала Арарат, а потом Джомолунгма?29 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день!! Берешит 8:1—5: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор». Получается: на семнадцатый день седьмого месяца Ноев ковчег остановился на вершине горы Арарат, высота которой 5156 метров. А горы более высокие, чем Арарат, как, например, 14 вершин в Гималаях, имеющие высоты более 8000 метров, и другие вершины (в Южной Америке, Африке) показались в первый день десятого месяца, то есть шесть недель спустя. Как это могло получиться? Д. Читать дальше |
|
Как Б-г может родить?28 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Меня зовут Аня. Мой вопрос по Псалму 2, стихи 7 и 12. О каком Сыне идет речь? В синодальном переводе написано так: Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. В украинском переводе написано так: Я хочу известить постановление: Промолвил ко Мне Господь: Ты Мой Сын, Я сегодня Тебя родил. Я вижу разницу между этими переводами, в украинском переводе названия городов Бэйт-Лэхэм и Бэт-Эль, а в русском переводе Вифлеем и Вифиль. Так какому переводу доверять? И как Бог может родить? P.S. Я не знаю, почему названия городов подчеркнуты красным цветом. Спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Иудаизм и сатира25 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, скажите, как иудаизм относится к юмору, сатире? Читать дальше |
|
Почему тела царя Шауля и его сыновей были сожжены перед захоронением?20 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. Почему тела царя Шауля и его сыновей были сожжены перед захоронением, как сказано в конце первой книги пророка Шмуэля? Спасибо. Борис Читать дальше |
|
Где находится гора Синай?19 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. Недавно я отдыхал в Египте (в Израиле для меня дороговато, а так ближе к Святой земле). Всем туристам предлагают совершить восхождение на гору Синай. Я там не был по двум причинам. 1.Я не слышал, чтобы евреи приезжали на это место. 2. По мнению некоторых историков, гора Синай находится в Иордании. Вопрос. Где, по Вашему мнению, находится гора Синай? Нужно ли искать это место? Можно ли ее искать? Ведь в Торе написано, что это место святое. Какое Ваше мнение по этому вопросу? Благословений Вам и вашей семье. С уважением, Юрий Читать дальше |
|
Зачем Творец убил животное, чтобы одеть Адама и Хаву?13 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый рав!!!! Скажите, пожалуйста, зачем Творец убил животного, чтобы одеть Адама и Хаву? Нельзя ли было одеть во что-то другое? В этом есть ли какой-то смысл? Не послужило ли это поводом к убийству Авеля? Спасибо большое за ваш ответ!!! С уважением к Вам, Евгений Читать дальше |
|
Евреи не грешат и не обманывают?8 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день!! Раши пишет, что в 53 главе пророка Йешаягу речь идёт о народе Израиля, и сказано там: «…что не сделал греха и не было лжи в устах его». Значит ли это, что евреи не грешат и не обманывают? Д. Читать дальше |
|
Почему Аарон и Мирьям не вошли в Землю Израиля?7 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! А почему Арон и Мирьям не вошли в Израиль? За что они были наказаны? А. Читать дальше |
|
Почему Йосеф решил сохранить именно пятую часть урожая?3 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. В нескольких вариантах перевода книги Бэрешит на русский и английский языки мне встречалось упоминание о том, что, истолковав сон Фараона, Йосиф советует ему сохранить пятую часть урожаев семи сытых лет (химмеш эт эрэц мицрайм). Если действительно речь идёт о пропорции, то почему именно 1/5? Ведь Йосиф мог установить как меньшую долю (с учётом того, что заготовлено было с излишком, который продавался иностранцам), так и бОльшую долю (если даже одной пятой урожая было достаточно на целый год). При этом не могу не заметить, что на вашем сайте приводится и другой перевод: «34. Да содеет Паро, и назначит он распорядителей над землею, и СНАБДИТ он землю Мицраима за семь лет сытости». Этот вариант вызывает другой вопрос: В следующем предложении говорится: «И соберут ВСЁ съестное этих добрых лет наступающих, и пусть заготовят зерно под рукою Паро — съестное в городах — и хранят». Что же в таком случае оставлялось для пропитания в сами эти годы? Спасибо, Борис Читать дальше |
|
Если мы раскаялись, Б-г не помнит наших грехов?30 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. Извините, что задаю другой вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий. Просто с большим интересом мы всей семьей читаем Ваши ответы. Большое спасибо, что Вы находите время на ответы. Пусть Б-г благословит Ваши труды для Его славы. В Библии много раз упоминается, что Б-г прощает нам наши грехи и не вспоминает о них (Иезекииля 18; 22—24). Но в книге Рамхаля «Даат Твунот» есть такие слова: «И также знай, что ничто не забыто перед троном славы Его, и ничто не скроется от Его глаз в час суда. Иными словами, не подумай, что если нечто было испорчено, а затем исправлено, то запомнится исправление, а порча будет забыта, или наоборот — если что-либо было исправлено и испортилось, то исправление будет забыто. Это не так! Нет забвения перед троном славы Его». На первый взгляд это высказывание противоречит Библии. Но, с другой стороны, когда Давид согрешил с Вирсавией, а потом раскаялся, Б-г простил его, но наказание он понес — умер его сын. Помогите разобраться в этом вопросе. И еще. Стоит ли книги Рахмаля понимать буквально, или стоит понять главную мысль? С уважением, Юрий Читать дальше |
|
Почему Еуда приговорил Тамар к смерти на костре?29 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые раввины! Йеуда намеревался сжечь Тамар за разврат. Но по закону такому наказанию подвергалась девушка из семьи коаним. Таки Тамар была из семьи коаним? Александр Читать дальше |
|
Кому Б-г должен был отдать взамен людей — народы?27 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Вопрос по поводу пророка Йешайа, глава 43:3: «Ибо Я — Господь Б-т твой, Святой Йисраэля, Избавитель твой; в выкуп за тебя ОТДАЛ Мицраим; Куш и Севу — взамен тебя. Из-за того, что дорог ты в очах Моих, почтён был и Я возлюбил тебя, ОТДАМ людей за тебя и народы — за душу твою». Вопрос: КОМУ Б-г ДОЛЖЕН БЫЛ отдать взамен людей — народы?!? Йоэль Читать дальше |
|
Как выбрать раввина?23 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом и браха Вам, уважаемый Климовский Овадья. Недавно в синагоге мне сказали, что в Талмуде есть место, где написано «выбери себе раввина». Я не знаю, где это написано, но у меня вопрос. Можно ли выбирать учителя? Конечно, я понимаю и личные симпатии, и расположенность к человеку и многое другое. Но не выйдет ли так, что, избирая себе раввина, мы выбираем определенные взгляды, которые нам выгодны? Можно выбрать себе ортодоксального раввина, а можно и реформатора, у которого совершенно другие взгляды (например, проблема армейских гиюров). Я никого не выбирал, но очень доволен что Б-г направил мои письма к Вам. Вопрос 2. Может ли нееврей выбирать себе раввина? Может ли раввин согласиться на такое предложение? С уважением, Юрий Читать дальше |
|
Что значит «от лица Твоего буду скрыт»?20 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. «Вот Ты изгнал меня сегодня с лица земли, и от лица Твоего сокрыт буду». Это слова Каина, когда Всевышний его куда-то выгоняет. Что это всё значит? Что значит с лица земли? И что значит от лица Твоего буду скрыт? Александр Читать дальше |