Почему Невухаднецару приснились только четыре империи?10 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав. У меня вопрос по поводу толкования сна Даниэлем для Навуходнецера. 1. Почему сон затрагивает только 4 империи: вавилонскую, персидскую, греческую, римскую? Если говорится только об империях, затронувших евреев, то нужно было бы перечислить почти все империи. Если говорить о самых важных, то почему нет египетской, византийской и т.п.? По какому принципу сон затрагивает только лишь некоторые из империй?.2 Есть ли связь между Нимродом и Навуходнецером? Так как только эти два царя упоминаются как цари Вавилона больше всего в Торе. И только эти цари играют роль. Спасибо. Эрик Читать дальше |
|
«Или простишь им, или сотри и меня из Твоей Книги»?8 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Почему в главах Торы Трума и Тецаве не упоминается имя Моше? Д. Читать дальше |
|
Накормить врага — все равно что собрать угли на его голову?1 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Объясните, пожалуйста, что значит «Ибо горящие угли собираешь ты на голову его». Спасибо. Бениамин Читать дальше |
|
Переписчики — виновники противоречий в Библии?27 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин! Пишут, что в ТаНаХе есть противоречия в некоторых местах. Например: «Ряд противоречий в Библии следует отнести к ошибкам переписчиков древних рукописей, и это, похоже, один из таких случаев, так как в некоторых древних рукописях в тексте 2Цар 21:8 говорится о Мерове, сестре Мелхолы. И действительно, женой Адриэла была не Мелхола, а Мерова (1Цар 18:17—20). Мерова, как старшая дочь Саула, была обещана Давиду за победу над Голиафом, но Саул выдал Мерову за Адриэла из Мехолы. Давиду же досталась Мелхола, которая любила его. Но у Давида не было детей от Мелхолы, и, к тому же, говорится, что она умерла бездетной (2Цар 6:23). В то время, когда Давид был в бегах от Саула, Саул выдает Мелхолу, жену Давида, другому человеку — Фалтию из Галлима (1Цар 25:44). При этом нигде не упоминается, были ли дети у Фалтия. Так что, если мы сложим все эти тексты, то становится ясно, что на каком-то этапе кто-то сделал описку и в тексте 2Цар 21:8 перепутал имена дочерей Саула, написав “Мелхола” вместо “Мерова”, вероятно будучи под влиянием схожести написания слов “Мелхола” и “Мехола”». Что имелось в виду в этих местах I и II книг Шмуэль? Кто — жена Адриэла? Как толковать «числовые» несоответствия: «Противоречие № 4: Сколькими годами голода пророк угрожал Давиду? 7 (2-я Царств 24:13) 3 (1-я Паралипоменон 21:12)» и приведено еще много. Считаются ли в Иудаизме неизмененными и точными, без ошибок, все книги ТаНаХа, или только Хумаш, а в других возможны и допускаются разночтения? Спасибо. С уважением, О. Читать дальше |
|
Почему слово חיל перевели как «богатство»?24 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, почему слово חיל в разделе Экев (8 глава) перевели как «богатство»? 18. И помни Господа, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу составить богатство, чтобы исполнить завет Свой, о чем клялся Он твоим отцам, как сей день. Ведь оно означает другое? Спасибо, Шимон Читать дальше |
|
Почему Лота приняли в Сдоме? Там ведь гостей не любили...17 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, почему, когда Лот только пришел в Содом, с ним ничего не сделали его жители? Они ведь недоброжелательно относились к пришельцам. А на то время Лот пришел в Содом как гость, каким образом он остался жив? Спасибо, с уважением, Настя Читать дальше |
|
Что должно было проститься Каину? Грех первородный или что-то другое?16 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский 6. И сказал Господь Каину: Почему досадно тебе и почему поникло твое лицо? 7. Ведь если будешь добро творить, простится (тебе), а если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение — ты же властвуй над ним… Немного сбит с толку. 1) «Если будешь творить добро, простится тебе» — простится что? Грех первородный или что-то другое? 2) «если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение — ты же властвуй над ним» — если я не творю добро, но властвую над грехом, лежащим у порога сердца, тогда что, тоже простится или какой-то другой смысл? Павел Читать дальше |
|
Грешник может избежать гнева Всевышнего, если рядом с ним живет праведник?14 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник? Михаил Читать дальше |
|
Почему, когда пришёл пророк, отец Давида даже не позвал его?11 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Вопрос №1. Где можно прочитать о юности царя Давида? Так как очень интересует формирование его характера. Почему когда пришел пророк, отец Давида даже не позвал его? Вопрос №2. Также на протяжении жизни никто из его семьи не стал его верным помощником. То есть видно как некое пренебрежение со стороны родственников. Почему? Владимир Читать дальше |
|
Кто такой Мелхиседек?5 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Скажите, пожалуйста: кто такой Мелхиседек? Откуда он появился и куда потом исчез? А. Читать дальше |
|
Почему Иосиф, находясь в Египте, не использовал возможность проведать отца и братьев?2 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Почему Иосиф, находясь в Египте, не использовал возможности проведать своего отца и братьев? Читать дальше |
|
Кого не будет в доме Г-спода? Торговца или ханаанея?29 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемые раввины! Прокомментируйте, пожалуйста, последний пасук (стих) из книги Захарии (14:21). Кого не будет в доме Г-спода, торговца или ханаанея? Ведь торговцев внутри Храма и так не было? Большое спасибо. Владимир Читать дальше |
|
Моше вынес Мишкан за пределы стана?25 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом вам. Скажите, в Недельной главе мы читаем, что Моше вынес Мишкан за пределы общества. Есть ли повеление, чтобы он снова поставил его внутри стана? Или Мишкан так и был вне стана до самого их вхождения в землю Кнаан? Спасибо. Шимон Читать дальше |
|
В чем было раскаиваться праведному Иову?21 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Мне не понятно, почему праведный Иов, претерпев столько страданий, все время уповающий на Бога, в конце раскаялся? Как вы думаете, в чем он раскаялся? Спасибо. Дмитрий Читать дальше |
|
Расскажите поподробнее про порядок Шахарит...9 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, недавно начал больше внимания уделять молитве, точнее, раньше вообще не уделял. Почувствовал себя другим человеком. Вот сложились такие вопросы. Читаю по сидуру Тегилат Гашем. Сперва читаю утренние благословления с 6-ой по 10-ую страницы. Одеваю тфилин. Произношу благословление на тфилин. И… сбиваюсь, что дальше читать и как дальше молиться. В миньяне мне помогают. Но после молитвы все вылетает из головы, и на следующий день снова прошу помощи. Расскажите мне про порядок Шахарит и, если можно, поподробнее, или по Тегилат Гашем. И объясните, что такое Таханун и когда его читать. Читать дальше |
|
Что значит «скрой слова эти и запечатай книгу эту до конца срока»?7 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Прокомментируйте мне, пожалуйста, место из пророка Даниэля 12.4. Валерий Читать дальше |
|
Кем работала Рахав?3 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток! Как мужи-соглядатаи, которых послал Иеошуа, могли войти в дом блудницы Рахав? Или она была не совсем блудницей, а всего лишь владелицей чего-то вроде постоялого двора или гостиницы в стене города? Насколько это верно? С уважением, Никита Сергеевич Читать дальше |
|
На каком языке говорили дети евреев в эпоху Эзры и Нехемии?29 апреля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемые раввины! Во времена Ездры и Неемии некоторые евреи согрешили, взяв себе жен из народов Моава и Аммона и народа Филистимского (кстати, почему-то Моав и Аммон — это название народа, а вместо названия народа Филистимлян упомянут только их один город Азот, поэтому написано «Азотянок» — странно. Неемия 13:23…). Далее написано, что их дети вполовину говорят по-азотски или языком других народов, а по-иудейски говорить не могут. Так вот, если ребенок вполовину говорит на одном языке, то другую половину на каком? Если учесть, что иудейский он не знает. Заранее благодарен. S. Читать дальше |
|
Упоминается ли в книге Даниэля основатель христианства?18 апреля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин. Я очень хочу узнать истину о Боге. Ответьте мне, пожалуйста, на следующий вопрос. Мне один христианин решил доказать, что Иисус — это мессия, ссылкой на книгу пророка Даниила, если не ошибаюсь, у вас эта книга Даниэль. В этой книге, в главе 9, стихе 25 написано: «Знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины». Далее он объясняет, что восстановление Иерусалима началось в «двадцатый год царя Артаксеркса», как записано в книге Неемии 2:1, 5—8 (извините, не знаю, как по-еврейски имя Неемии). И согласно историческим данным первый год правления царя Артаксеркса считается 474 год до н.э., а двадцатый — 455 год до н.э. Седьмина, как мне объяснили, это семь лет. Следовательно 69 пророческих «седьмин» — это 483 года. От 455 года до н.э. отсчитать 483 года, получится 29 год до н.э., как раз где-то в это время Иисус крестился и стал Мессией, как считают христиане. Очень надеюсь услышать от вас правильное понимание той цитаты из пророка Даниэля, которые я выше указал. О чём здесь, в действительности, идёт речь? Заранее благодарю за ответ. Святослав Читать дальше |
|
В чем смысл создания нерелигиозного государства?16 апреля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я не могу понять, что за Израиль создал Давид Бен-Гурион, в который приехали русские и ставят елки на их новый год, и вот поставили сейчас на новый год в Хайфе большую елку. И еще привезли сюда эфиопов-христиан, на которых нарисован крест. Я не понимаю, зачем нужно было создавать нерелигиозное государство, в котором нет законов Торы. Я думаю, что не нужно было создавать государство Израиль, во-первых, потому что арабы не хотели отдавать территории, во-вторых, потому что это государство изначально Давидом Бен-Гурионом было создано как светское. Читать дальше |
|
Как зовут Элиягу анави?25 февраля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день! Подскажите, пожалуйста, почему одного и того же (если я все правильно понимаю) человека, а конкретно Элиягу-а-нави в разных местах называют по-разному? Например, в тексте биркат-а-мазон написано אליהו, а в книге пророка Малахи сказано — אליה. Я правильно понимаю, что это один и тот же человек, Элиягу-а-нави, или это все-таки два разных? И если один и тот-же, то в чем причина различий в имени? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
В каких местах Свитка Эстер нужно греметь трещотками?21 февраля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Мы в преддверии праздника Пурим. У меня есть несколько вопросов, на которые сможет ответить только раввин. 1) Можно ли читать свиток Эстер не утром 10 марта, после чтения Торы, а ахарей цохораим, в 14—15 часов, то есть после обеда после минхи? 2) Будет ли считаться мицвой прочтение свитка и прослушивание его 10 марта в 15-00???? 3) В каких местах свитка нужно греметь трещотками после имени Амана? И сколько таких мест в свитке? Зеев, Москва Читать дальше |
|
Моше знал из Торы обо всем, что произойдет. И все же отправил разведчиков... Почему?4 февраля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Получив Тору на горе Синай и несмотря на то, что в ней описаны все дальнейшие события, связанные с мераглим (разведчиками), Моше рабейну, тем не менее, отправил мераглим, заранее зная известный результат. Почему? Э. Читать дальше |
|
О каком Мессии здесь идет речь?8 января 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский 25. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. 26. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. 27. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя. (Даниил 9:25—27) О каком Мессии здесь идёт речь? Что за завет? Михаил Читать дальше |
|
Вы — боги, но умрете, как человеки?16 декабря 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Что значат слова Давида «Псалом Асафа. Бог стал в сонме БОГОВ; среди БОГОВ произнес суд… Я сказал: вы — БОГИ, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81:1, 6—7). Почему то, что он говорит, похоже на слова многобожника (не дай бог)? Артем Читать дальше |
|
Агарь и Кетура — одно лицо?26 ноября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте уважаемые раввины! Вопрос по главе «Хаей Сара». Определенно не ясно, являются ли служанка Сары Агарь и Кетура одним лицом? Тора не сообщает ни слова о том, что Агарь было дано новое имя «Кетура», и не говорит нам, что это один и тот же человек. Однако комментарии Раши отождествляют Агарь с Кетурой. Немного исследовав данный вопрос, прибег к книге Иосифа Флавия «Иудейские древности», где не нашел ни намёка на то, что Агарь и Кетура — одно лицо. Более того, на «Толдот» наткнулся на статью раввина Александра Красильщикова под названием «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции 5. Выбор Лота», где Рав приводит следующие слова: «В общей сложности Аврам имел трёх жён. Каждая из них принадлежала к одному из родов Ноаха. Сарай происходила от Шема, Кетура — из семьи Яфета, а Агарь принадлежала к потомкам Хама». Становится очевидным, что мнения ученых евреев по этому поводу разнятся. В свою очередь, хочу заметить, что Тора очень бережно преподносит события, связанные с Авраамом и людьми, которые связаны с ним. Эти события нам повествуют о становлении целых народов и их предназначении в будущем. Именно поэтому в Торе скрупулезно приведены все имена жен, наложниц и их детей. Именно Тора сообщает нам о том, в какую сторону ушли Агарь с Ишмаэлем и в какую — Кетура и её 6 сыновей. Тора оберегает нас на все века, чтоб мы не заблуждались, и достаточно понятно и верно преподносит нам те события, которые были в прошлом. Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари (праматери целого арабского народа), не войти в описание Торы, давая нам (потомкам) двоякое понимание о происхождении целых народов Европы, Ближнего и Дальнего востока?!! Y. Читать дальше |
|
По Торе Арарат выше Эльбруса?14 ноября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Если воды потопа были на 15 локтей от горы Арарат, как же решить с тем, что Эльбрус выше Арарата? S. Читать дальше |
|
Чем Яфет мог нагрешить?23 октября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Подскажите разъяснение Берешит 5 гл., 32. «И было Ноаху пятьсот лет. Сказал раби Йудан: почему все те поколения производили на свет в столетнем возрасте, а он в пятисотлетнем? Сказал Святой, благословен Он: “Если нечестивы (дети Ноаха), погибнут в водах, и плохо праведнику этому. А если праведны они, обременю его строительством многих ковчегов”. Сковал Он родник его, и он не произвел на свет (потомков) до пятисотлетнего возраста, чтобы Йефет, старший из сыновей (см. толкование к 10, 21) (по возрасту), не подлежал наказанию до потопа [Берешит раба 26]. Как написано: “Ибо отрок в сто лет умрет” [Йешаяhу 65, 20], наказанию будет подлежать в грядущем; и так же было до (эры) вручения Торы» (Раши). Чем Яфет мог нагрешить? S. Читать дальше |
|
В чем был грех царя Шауля перед гивонитянами?11 октября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом!! Вторая книга пророка Шмуэля 21:1 упоминает о грехе царя Шаула по отношению к Гивонитянам, но из текста Танаха нигде не видно, что царь Шаул истреблял Гивонитян. Может быть, Вы знаете, есть ли упоминание об этом грехе в Устной Торе? Царь Давид выдаёт на расправу Гивонитянам «двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, — Армония и Мефивошэта и пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэйлу, сыну Барзиллая из Мехолы. И выдал он их в руки Гивонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И пали они, семеро вместе; а были они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя» (Вторая книга пророка Шмуэля 21:8—9). Внешне это выглядит так: царь Давид избавляется под надуманным предлогом от потенциальных претендентов на трон, лишая жизни двух братьев и 5 племянников (одновременно приёмных детей) своей жены Михаль. Это ещё не всё: ведь Давид клялся царю Шаулю никогда не лишать жизни никого из его потомков (первая книга пророка Шмуэля 24:20-22): «А теперь знаю я, что ты непременно будешь царствовать, и утвердится в руке твоей царство Исраэйлево. А теперь поклянись мне Г-сподом, что ты не истребишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего из дома отца моего. И поклялся Давид Шаулу. И пошел Шаул в дом свой, а Давид и люди его поднялись в свое укрепление». .Почему он преступил свою клятву? Легитимен ли в еврейском законе обычай кровной мести (пример: случай с Гивонитянами). D. Читать дальше |
|
Известны ли еврейские мудрецы, жившие в Германии?7 октября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав, известны ли еврейские мудрецы, жившие в Германии, а особенно в Баварии? Если да, назовите их и их книги. Спасибо. К. Читать дальше |
|
Чем можно заменить сукку?29 сентября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, чем можно заменить сукку, если погодные условия не позволяют в ней жить? Андрей К., Ставрополь Читать дальше |
|
Почему Йом Кипур называется субботой?25 сентября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Равви! В Книге Левит гл.16, стихи 29—31, говорится о субботе покоя, которую нужно соблюдать в седьмой месяц, в десятый [день] месяца: «Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное». В связи с этим прошу ответить на два вопроса:1. Чем этот шаббат (в 10 день 7 месяца) отличается от еженедельного шаббата, исполняемого в седьмой день? 2. Когда в Торе и других священных книгах приводится слово «субботы» (во множественном числе), то нужно ли подразумевать только 7-й день недели или все-таки речь идет не только о недельных, но и о годовых субботах? Валентин Читать дальше |
|
Капарот — издевательство над животными?23 сентября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Неоднократно мне доводилось слышать от людей нерелигиозных, будто бы обряд Каппарот в сущности является издевательством над животными. Хотелось бы возразить, но не могу найти корректную формулировку. Помогите, пожалуйста, найти правильное объяснение Спасибо. Читать дальше |
|
Я родился в пост Гедалии…18 сентября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. Я родился в пост Гедалии. Я хочу знать все о наместнике Гедалии и о посте в этот день. Пожалуйста, расскажите мне об этом или скажите, где я могу узнать. С уважением, С. Читать дальше |
|
Почему трубят в шофар 100 раз?12 сентября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопросы про шофар. Почему трубят именно 100 раз? С чем это связано? Трубят 100 раз в шофар только в Израиле? Как научиться трубить в шофар? Миша Читать дальше |
|
Зачем Йонадав дал Амнону злодейский совет?3 сентября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом!! Меня заинтересовала личность Йонадава, сына Шимы, племянника царя Давида. Кстати, этот Йонадав, сын Шимы, осознавал, что его друг и двоюродный брат Амнон будет убит Авшаломом, то есть фактически своим советом и помощью в этом мерзком деле подставил его. Хотя мне не очень понятна цель: может быть, с целью будущего захвата трона. Скорее всего, здесь имеет место многоходовая дворцовая интрига: убийство всех царских сыновей, устранение Авшалома от наследования трона и Йонадав, сын Шимы, — наследник царя Давида. Конечно, из текста нельзя сделать 100% вывода об этом, так как нет дополнительных сведений. Но то, что он знал о грядущем убийстве Амнона, считаю однозначным (Вторая книга пророка Шмуэля 13:32: «И сказал Йонадав, сын Шимы, брата Давида, так: пусть не думает господин мой, (что) всех юношей, сыновей царя, убили, ибо только один Амнон умер, так как по повелению Авшалома было это решено с того дня, как тот обесчестил Тамар, сестру его»). Как обрисовывают образ Йонадава, сына Шимы, еврейские мудрецы? Д. Читать дальше |
|
Выходило ли колено Леви на войну с мидьянитянами или нет?26 августа 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. В главе Матот-Бемидбар, когда выходим на войну с мидьянитянами, написано, что все (!) колена вышли на войну. И в толковании написано: включая Леви!!! «От всех колен Исраэля. Включая колено Леви» (Сифре). Но в синагоге, когда я спросил, сказали, что колено Леви не ходило, ходили все кроме Леви. И позже написано о распределении добычи, что надо дать колену Леви определённую часть. Хотя если они воевали, то им положена уже часть добычи. Пожалуйста, разъясните это несоответствие. Скорее всего, я чего-то недопонимаю. Спасибо. Ариэль Читать дальше |
|
Когда умерла Мирьям, колодец, сопровождавший евреев, иссяк. Но потом он снова упоминается...22 августа 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопрос по главе «Хукас». Сказано, что умерла Мирьям и иссяк источник. Но после источник упоминается в рассказе про сомкнувшиеся скалы… Это один и тот же источник или разные? И после (21, 18): «Колодец, который князья выкопали, вырыли его вожди народа жезлом, посохами своими!» (Раши: Это колодец, который выкопали князья — Моше и Аарон; вырыли его вожди народа жезлом — через законодателя… по велению Моше, который назван законодателем). Это уже другой колодец? S. Читать дальше |
|
Давид жил в земле филистимлян — врагов евреев — и был в хороших отношениях с ними...10 августа 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав, Давид жил в земле филистимлян — врагов евреев — и был в хороших отношениях с ними. Мне это не совсем понятно. Спасибо. К. Читать дальше |
|
Кому первоначально принадлежал Хешбон и окрестности?7 августа 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопрос касается недельной главы Хукат и сопутствующей Гафтары (отрывок из книги Судей про войну Ифтаха с Аммоном). В тексте Торы сказано, что Хешбон и его окрестности, которые евреи отвоевали у Сихона, прежде принадлежали Моаву. Раши комментирует, что Вс-й специально отдал эти Моавские земли Сихону, чтобы евреи могли их у Сихона забрать (воевать с Моавом, а также с Аммоном и Эдомом, евреям в то время было запрещено). Известен также комментарий (по-моему, тоже Раши), что через 300 лет, во времена Ифтаха, эти земли у Израиля пытался забрать царь… Аммона. Вопрос: какое отношение имел Аммон к этим землям (Хешбону и окрестностям)? P.S. Я пытался найти ответ у комментаторов. 1. Раши этот момент не освещает (точнее, я не нашел). 2. Сончино в комментарии на Тору пишет, что судья Ифтах через 300 лет отстаивал эти земли в войне с… Моавом, а в комментарии на Гафтару (Сончино комментирует Гафтарот) — что это земли, которые Сихон отобрал у… Аммона. Все перепуталось. 3. Сборный комментарий на Шофтим (издательство Бней Давид) пишет, что Аммонитский царь, в силу близкой родственности с Моавом, заявил, что имеет право отвоевывать эти земли у евреев. Может быть, это и есть ответ? Ицхак Читать дальше |