Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар». Всевышний приказывает Моше сделать перепись — исчислить мужчин всех колен в возрасте от 20 до 60 лет, а левитов — отдельно и начиная с месячного возраста.

Всевышний сказал Моше: «Я ведь взял левитов из среды сынов Израиля вместо всех первенцев из сынов Израиля, разверзающих чрево, чтобы левиты были Моими; Ибо всякий первенец — Мой; в день избиения Мною всякого первенца в земле Египта посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле, от человека до скота» (Ваикра 3:12-13). Далее Всевышний повелел: «Исчисли всех первенцев мужского пола из сынов Израиля от одномесячного возраста и выше, и пересчитай их поименно. И возьми левитов для Меня… вместо всех первенцев из сынов Израиля» (там же, 3:41). Далее: «Что же до выкупаемых…насколько среди первенцев Израиля больше [чем] левитов. То возьмешь по пяти шекелей с головы… И отдай серебро это Аарону и сынам его в выкуп за тех, кто сверх [числа выкупленных] среди них. И взял Моше серебро выкупа от тех, кто сверх [числа] выкупленных левитами» (там же 3:46-49).

Как следует понимать слова «всякий первенец — Мой»? Или — «чтобы левиты были Моими»? «Мой» означает здесь: выполняющий служение Мне (Всевышнему). Сразу по выходе из Египта нам была дана заповедь освящения первенцев, как сказано выше: «посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле». Комментарий объясняет: первоначально служение должны были исполнять первенцы, но когда первенцы в числе прочих приняли участие в поклонении золотому тельцу, они стали непригодными для служения. Вместо них были избраны левиты, которые в поклонении идолу не участвовали.

Заповедь о выкупе первенцев дана нам в главе «Корах». Выполняется она впервые при исчислении общины Израиля, о которой говорится в главе «Бемидбар». Каждый левит выкупал собой одного первенца. В первый раз, когда евреи выполняли заповедь выкупа первенцев, им было точно известно и число левитов, и число первенцев. Первенцев было больше, чем левитов. «Избыток» первенцев, т. е. тех, которых не выкупили левиты, должен был выкупить отец первенца. В дальнейшем эта заповедь предписывает выкупать каждого первенца, и так она исполняется по сей день.

Заповедь выкупа первенцев — очень важная и совершенно особая. Прежде всего, потому, что далеко не всякому выпадает ее выполнить. В сущности, ее выполняют очень нечасто даже по сравнению с заповедью брит-милы (обрезания), которая тоже относится только к младенцам мужского пола: обрезание делают каждому еврейскому мальчику, а выкупает отец только первого сына у матери.

Кроме того, если отец — коэн или левит, у него такой обязанности нет. То же — в случае, если мать мальчика-первенца — дочь коэна или левита. (Относительно ситуации, когда точно не известно, являются ли мать или отец мальчика-первенца потомками коэнов или левитов, — а такое встречается, например, среди выходцев из бывшего СССР, — мнения раввинов расходятся. Одно из мнений — выкуп делать надо, но без благословения).

Еще одна причина, по которой заповедь выкупа выполняется нечасто, — характер родов. Первенца, родившегося с помощью кесарева сечения, не выкупают, ибо он не тот, кто «разверзает чрево». Ограничения на выполнение заповеди есть и в случае выкидыша: если он произошел до сорокового дня, следующий ребенок остается первенцем, если после сорокового дня — это уже зависит от степени развития плода, во многих случаях следующий ребенок первенцем не является.

Обычно заповедь выполняется очень торжественно, приглашают гостей, нарядно одевают младенца, отец платит выкуп — 96 граммов чистого серебра или его стоимость (таков аналог пяти серебряных шекелей, о которых говорит Тора) — коэну, которому младенец как бы принадлежит, а затем устраивают праздничную трапезу.

Заповедь освящения первенцев, являющаяся основанием для заповеди об их выкупе, дана нам в память о еврейских первенцах, спасшихся в Египте во время десятой казни, когда все другие первенцы погибли. Об этом говорит и приведенный выше стих: «в день избиения Мною всякого первенца в земле Египта посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле». В первой главе книги «Шмот» Всевышний, посылая Моше в Египет к фараону, говорит ему: «И скажешь ты Паро: так сказал Господь: сын Мой, первенец Мой — Израиль… отпусти сына Моего… но ты не согласился отпустить его, и вот, Я убью твоего сына, твоего первенца» (Шмот 4:22, 23).

О чем говорят эти слова? О том, что Б-г относится к еврейскому народу как к сыну, это такая же естественная и принципиально нерасторжимая связь. Изменить эти отношения невозможно, как невозможно сыну перестать быть сыном, а отцу — отцом. Ни об одном другом народе Тора так не говорит. Тем не менее, отмечает Маараль из Праги, хотя никакой другой народ так не назван, у отца могут быть и другие сыновья, на которых тоже распространяется (делится) его любовь. Но Израиль назван еще и первенцем. Что это добавляет к характеру отношений? Уникальность, единственность. Таким образом, как «сына» Израиль связывают со Всевышним вечные и нерасторжимые отношения, а как «первенца» — отношения уникальные и исключительные.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше