Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава продолжает изложение указаний об устройстве Мишкана («И ты [Моше] повели сынам Израиля…») и объясняет, как должны быть одеты коэны (священнослужители) во время служения в Храме и какое посвящение в сан они должны пройти. Нынешняя суббота предшествует празднику Пурим, поэтому после чтения недельной главы Торы в синагогах читают отрывок «Захор» из «Дварим», пятой книги Пятикнижия: «Помни (захор), что сделал тебе Амалек…» Слушание отрывка заповедано Торой.

Мы читаем перед Пуримом отрывок из Торы об Амалеке, потому что спустя сотни лет после нападения Амалека на евреев в пустыне именно потомок Амалека Аман вознамерился уничтожить все еврейское население огромной многонациональной Персидской (ранее — Вавилонской) империи. Израиль и Амалек — два противостоящие в мире начала. Израиль несет в мир идею Творца и Б‑жественного управления миром, Амалек — идею безбожия, случайности и произвольности всего происходящего.

В сам праздник Пурим нам заповедано слушать чтение Свитка Эстер. Он описывает исторические события, которым посвящен праздник Пурим.

Для того чтобы понять глубинный смысл этого праздника, надо, разумеется, знать хотя бы сюжет повествования.

Царь Персидской империи Ахашверош на третьем году царствования устроил для всех своих подданных многодневный пир. В разгар пира царь потребовал, чтобы его жена, царица Вашти, сама родом из царского дома, явилась перед гостями обнаженной — он хотел похвастаться ее красотой. Вашти отказалась. Ее казнили. Начался поиск новой жены для Ахашвероша. Из всех представленных ему девушек Ахашверош выбрал Эстер, двоюродную сестру еврейского мудреца Мордехая, которую взяли во дворец против ее воли.

Среди министров Ахашвероша был некий Аман, который ненавидел евреев. Аман сделал блестящую карьеру при дворе и возвышался все более и более. Он убедил царя издать указ, по которому в день, определенный жребием, — 13 адара, на территории империи все евреи, от мала до велика, должны быть уничтожены. Указ был разослан во все уголки Персидского царства. Но и в этом Аман не нашел удовлетворения, потому что его безумно раздражал не кланявшийся ему Мордехай, постоянно сидевший у стен царского дворца, чтобы Эстер всегда могла обратиться к нему в случае необходимости.

Евреи, знающие о страшном указе, постятся и молятся. Эстер готовится к разговору с царем. Она приглашает его к себе на пир вместе с Аманом. На этом пире царь говорит, что готов выполнить любое ее желание. Эстер желает, чтобы царь с Аманом пришли к ней на пир и завтра.

По совету родных Аман ночью строит высокую виселицу, а утром отправляется к царю с просьбой повесить на ней Мордехая. По удивительному совпадению, царю ночью не спится и чтец читает ему хронику событий его царствования. Там речь идет о заговоре против царя, который раскрыл Мордехай. Ахашверош решает воздать Мордехаю должные почести. В этот момент является Аман. Царь советуется с ним по поводу формы чествования, не говоря, о ком идет речь. Аман полагает, что речь идет о нем, и придумывает самую торжественную церемонию. Царь приказывает ему лично сделать это для Мордехая.

На втором пире Эстер объявляет царю, что она еврейка, и просит защиты от Амана. Амана вешают на виселице, приготовленной им для Мордехая. По империи рассылается новый указ, разрешающий евреям уничтожить своих врагов в день запланированного погрома.

* * *

Дважды в году мы празднуем счастливое избавление евреев: от рабства — в Песах и от гибели — в Пурим. Между событиями, приведшими евреев к избавлению в этих исторических обстоятельствах, заметна существенная разница. Всевышний спас евреев из Египта чудесами, явным и очевидным для всех изменением естественных законов природы. А что помогло евреям спастись от руки Амана? Удивительное стечение обстоятельств? Пребывание на престоле царицы-еврейки?

Спасение евреев Персии, говорят наши мудрецы, тоже было результатом чудесного вмешательства Б-га. Но — скрытого. Ход пуримских событий кажется совершенно естественным. Царь устроил пир? Бывает. Царь обращается с просьбой к жене? Дело обыкновенное. Жена не слушает мужа? Что ж, и это бывает. Муж сердится и наказывает? На то он и царь. И так далее.

Однако если мы внимательно вглядимся в происходящее, глубже его проанализируем, то увидим за всем руку Всевышнего, управляющего событиями «из-за занавеса». Какие-то детали, сочетания событий кажутся не совсем понятными. Какие-то противоречия между ними заставляют предположить вмешательство Свыше.

Подумаем хотя бы о такой странной вещи, как умолчание Эстер о своем происхождении. Проводится конкурс на титул царицы. Естественно, у всех девушек берут «анкетные данные». Эстер спрашивают: из какой ты семьи? Она не отвечает. Ее спрашивают: из какого ты народа? Молчит. Да тут не то что царь, у которого и без того достаточный выбор, который был женат прежде на девушке самого знатного происхождения, — от такого «кота в мешке» и рядовой жених отказался бы!

Далее Мегила (Свиток) рассказывает, что на показ царю собрали еще девушек, и упоминает: «а Эстер не рассказывает». Что это значит? Что Ахашверош продолжал расспросы, по-прежнему интересовался этой темой, а Эстер упорно молчала. И все-таки он на ней женился!

Ахашверош женился на Эстер на седьмом году своего царствования. История с Аманом и пир у Эстер происходят на двенадцатом году его царствования. На первом пире Ахашверош спрашивает у царицы Эстер: чего ты хочешь? Проси хоть полцарства! А Эстер просит придти на пир и завтра и обещает на втором пире сделать то, что «царь просил». Раши объясняет: Эстер обещает сообщить на втором пире, из какого она народа. Значит, все эти пять лет Ахашверош задавал Эстер этот вопрос и не получал ответа! Невероятно.

В конце Мегилат Эстер (9:1) мы встречаем выражение: «ве-наафох у» — «и обернулось (буквально — перевернулось) оно…». Аман не сумел осуществить свои намерения, планы его рухнули. Бывает. Но рухнули они как-то странно — «перевернулись» с точностью до наоборот. А вот это уже необычно. Все, что Аман задумывает и готовит, служит буквально орудием против него же.

Аман назначает день уничтожения евреев — именно в этот день евреи уничтожают антисемитов.

Имея в виду себя, Аман указывает царю, какие почести надо воздать человеку, которого царь желает возвысить. Именно эти почести он вынужден воздать Мордехаю, которого ненавидит, из-за намерения повесить которого он и оказался-то в этот неподходящий момент у царя.

Аман строит виселицу для Мордехая — на ней вешают его самого. А ведь не будь готовой виселицы, царь мог бы еще и передумать!

С момента разрушения Храма в нашей истории больше не было открытых чудес. Но это не значит, что над нами нет Небесного Провидения. Только с этого момента спасение приходит к евреям через скрытые чудеса, в виде «естественных» событий. Именно по этой причине в Мегилат Эстер ни разу не упоминается Имя Б-га. Оно присутствует, но в скрытой форме.

В Пурим принято надевать карнавальные костюмы и маски. Почему? По аналогии с событиями Пурим, в которых Б-г действует «под маской». Наблюдательный человек всегда узнает под карнавальной маской знакомого. Вдумчивый человек способен увидеть за скрытым чудом Пурим Б-га. «Естественные» события — маска Б-га.

С пуримских событий началась эпоха скрытого Б-жественного управления миром. Продолжается она до сих пор. Иногда вмешательство Всевышнего более заметно для нас, иногда — менее. Но оно всегда присутствует. В «Бехукотай», последней главе книги «Ваикра», где речь идет о наказаниях, которым Б-г подвергнет евреев в случае отступничества, сказано: «Но и при всем этом… не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить Мой завет с ними; ибо Я Г‑сподь, Б‑г их» (Ваикра, 26:44). Объясняет гемара «Мегила»: каждое из этих выражений («не презрю», «не возгнушаюсь») относится к какому-то определенному периоду истории евреев. Одно из них касается Пурим.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.