Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки.

Яаков уходит от преследований Эсава и отправляется к брату матери, арамейцу Лавану, чтобы жениться на одной из его дочерей. Уходит он украдкой и потому взять с собой может очень немного. Прибывает он к Лавану, как сказано в Торе, вообще с одним только посохом (Берешит, 32:11). Почему? Мы знаем, что Авраам, отправляя Элиэзера на поиски невесты для своего сына Ицхака, снабдил его немалым богатством. Уходя тайком, внук Авраама Яаков, понятно, не мог взять с собой десять верблюдов, груженных дорогими подарками, как Элиэзер, и соответственно десять слуг-погонщиков к ним. Но деньги, какие-нибудь там драгоценности Яаков ведь мог взять с собой? Мог. Он и взял. Мидраш говорит нам, что Ривка дала сыну бриллианты. Куда же они делись? Мидраш рассказывает, что в самом начале путешествия на Яакова напал Элифаз, сын Эсава, чтобы – по приказу отца – убить его. Эпизод выглядел примерно так.

Подступая к Яакову, Элифаз заявил:

– Отец велел убить тебя.

Яаков «напомнил» племяннику:

– Убивать нельзя.

– А как же приказ отца? Я обязан его выполнить!

>Яаков предлагает Элифазу компромисс:

– Возьми все, что у меня есть. Неимущий приравнивается к мертвому.

И Элифаз поступает так, как просит Яаков.

Наша тема связана с одной репликой Элифаза в этом разговоре.

«А как же приказ отца?» – спрашивает Элифаз. Правда, он нашел возможность выполнить приказ отца, не убивая дядю. Но для нас важно, что в принципе он считал недопустимым ослушаться отцовского приказа.

Был ли Элифаз прав? Другими словами – к чему обязывает нас заповедь о почитании родителей? Скажем сразу: Элифаз был неправ. Нам предписано слушаться родителей только до того предела, где начинается преступление. Тора прямо формулирует: если родители требуют от сына, чтобы он нарушил субботу (сделал что-то для отца, скажем, поставил чайник на огонь), он не должен их слушать. Это относится к любому нарушению Торы. Так что уж говорить об убийстве!

В доме Эсава к заповеди почитать родителей относились совершенно по-особому, и Элифаз был воспитан именно в таком духе. Действительно, Талмуд учит нас, что уважение к родителям приравнивается к почитанию Творца. Отец Элифаза Эсав отличался строжайшим выполнением заповеди о почитании родителей. В выполнении этой важной заповеди Эсаву не было равных. Его старательность простиралась до того, что, прислуживая Ицхаку за столом, он всегда переодевался в праздничную одежду. Беда в том, что, кроме этой заповеди, никаких других он не выполнял.

Каждая заповедь занимает свое естественное место в едином, цельном комплексе заповедей. Усиленное выполнение одной за счет другой – болезнь, как увеличение какого-то одного органа в теле за счет другого. Как в теле есть центральные и периферийные органы, так есть центральные заповеди в едином «организме» мицвот: те, нарушить которые нельзя даже ради спасения жизни (запрет идолопоклонства, разврата, кровопролития), ибо жизнь еврея, спасенная этой ценой, теряет смысл; те, за нарушение которых полагается предельно строгая кара – смертная казнь, что говорит об особой серьезности нарушения; те, выполнение которых закладывает основу и дает энергию для выполнения всех заповедей вообще, – например, изучение Торы.

Подобно тому, как органы тела должны работать в гармонии друг с другом, так в гармонии и соразмерности должны нами выполняться заповеди. Например, бытовавшая лет семьдесят-восемьдесят назад идея, что заселение Эрец-Исраэль заслоняет собой все остальные заповеди: и соблюдение субботы, и соблюдение шмиты (седьмого – «субботнего» – года, когда земледелец не обрабатывает землю, давая ей отдых) – глубоко ошибочна. Тора считает дисгармонию серьезным недостатком, мешающим святости служения Всевышнему (например, из главы «Эмор» книги «Ваикра» мы узнаем, что коэн с диспропорцией в развитии органов – скажем, одна рука больше другой – не может служить в Храме).

Речь идет не о субъективном взгляде человека на красоту и гармонию, а о соразмерном выполнении заповедей так, чтобы, не потакая исключительно нашим склонностям, мы контролировали свое отношение к выполнению всех заповедей в целом. Мы должны соблюдать пропорции, заданные самой Торой.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»