Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5768 год.

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

Глава сосредоточена на теме злословия, которое преследовало Давида на протяжении всей его жизни и не только мучило его, но и создавало реально опасные для него ситуации.

Тема эта уже знакома нам по предыдущим псалмам Давида. Что нового находим мы здесь? Новый аспект темы — злоречие, которое касается не только людей, но Торы и Всевышнего, которое утверждает свои убеждения, оспаривает истинность утверждений Устной Торы и упорно насаждает неверные представления о положениях Торы Письменной.

Радак (раби Давид Кимхи, конец 12 — первая половина 13 вв., Прованс), один из самых авторитетных комментаторов книги «Теилим», рассматривает эту главу как пророчество о времени, когда в среде еврейского народа широко распространится нечестие и нечестивцы будут преследовать беззащитных и слабых членов общества.

Мальбим (19 в., Восточная Европа) видит основной темой главы злоречие, активно выступающее против Б-га, искажающее Тору и порочащее людей праведных.

Как в каждом пророческом тексте, любой человек в любую эпоху найдет в этой главе отражение своего личного опыта и жизненных обстоятельств.

1 Для дирижера [исполнителей на музыкальном инструменте] шминит, песнопение Давида.

2 Помоги, Г-сподь, ибо не стало благочестивых, ибо нет больше людей, которым можно верить.

3 Ложь говорят друг другу, льстивым языком говорят и неискренни в сердце.

4 [Пусть] истребит Г-сподь льстивые уста, язык, говорящий о больших [вещах],

5Тех, кто говорит: «Языком победим! У нас уста есть, кто нам господин?!»

6 За ограбление бедняков, за стенания неимущих ныне Я встану, говорит Г-сподь, приду им на помощь, уберегу их от ловушек [расставленных нечестивцами].

7 Слова Г-спода — чистые слова, серебро беспримесное явно [для каждого] на земле, семикратно очищенное.

8 Ты, Г-сподь, охрани их, охрани их от этого поколения навечно.

9 Вокруг рыщут нечестивые, когда человек возвышается из низов.

В связи с шестой главой «Теилим» мы уже говорили, что «шминит»(стих первый) — это восьмиструнная скрипка («шмоне» — «восемь» на иврите). Заметим, однако, что трудно сказать точно, скрипка это или лира, как иногда переводят это слово. Можно только с уверенностью сказать, что это — инструмент струнный.

Печалясь о том, что «нет больше людей, которым можно верить»(стих второй), Давид подразумевает, что он окружен людьми, которые притворяются его друзьями и тут же сообщают Шаулю, где он прячется.

В третьем стихе мы читаем такую характеристику этих людей: «неискренни в сердце». Буквально в главе сказано «гладко говорят с двойным сердцем». У этих людей два сердца: одно они обращают к другому человеку, демонстрируют ему дружелюбие и говорят с ним «льстивым (букв.: гладким) языком», но это ничего не значит, потому что во втором сердце, внутри себя, они питают к нему вражду. По-русски, наверно, этому «двусердечию» соответствует слово «двуличие». В четвертом стихе Давид проклинает этих людей.

В четвертом и пятом стихах Давид продолжает описание злоязычников, открывая новый аспект темы: активное утверждение ими своих позиций. Эти люди хотят не только поступать, как им вздумается, но и оправдать свои поступки. Они чувствуют силу своих речей, верят в действенность своих слов. Ведь язык способен отстаивать нашу правоту не только перед людским судом, но и перед нашим собственным умом и совестью. Они резко отзываются не только о людях, но и о Б-ге, Его управлении миром и отношении к людям, и о Торе ( «язык, говорящий о больших [вещах]» — стих четвертый). Они не признают над собой господина: «Кто нам господин?!» (стих четвертый), не считают, что Б-г выше их. А ведь всякий, кто хочет видеть, может увидеть, как исполняются в действительности слова Б-га, как они верны и надежны ( «Слова Г-спода — чистые слова, серебро беспримесное явно [для каждого] на земле, семикратно очищенное» — стих седьмой).

Давид просит Б-га охранить бедствующих и неимущих «от этого поколения навечно» ( восьмой стих), потому что в поколении Давида было много людей, совершавших тяжкий, серьезный грех злоречия.

Раши говорит, что Давид просит Всевышнего охранить чистых людей и приводит мидраш, в котором раби Иешуа из города Сихнин рассказывает от имени рава Леви о поколении Давида. Во времена Давида было много верующих людей, которые добросовестно учили детей Торе. Подрастающие знатоки Торы, способные привести сорок девять толкований на каждый стих Торы, не были еще затронуты распространенным в то время грехом — невоздержанностью на язык. И царь Давид просит Всевышнего охранить этих детей, чтобы они не заразились болезнью лашон а-ра, просит уберечь их от влияния этого поколения.

Мальбим говорит, что восьмой стих — это просьба охранить Тору от фальсификации, от искажений, имевших место в поколении Давида. Так, некоторые современники Давида, вопреки словам Торы и мудрецов, утверждали, что дед Давида, женившийся на моавитянке, нарушил закон Торы и потому Давид не имеет права вступать в брак с еврейкой и быть царем. Не вдаваясь в тонкости, скажем только, что Тора запрещает еврейским женщинам вступление в брак с мужчинами Моава, но не запрещает евреям брак с моавитянками (разумеется, после гиюра).

Говоря об искажении Торы, Мальбим имел в виду и свое поколение, в котором попытки приспособить Тору к своим нуждам, «осовременить» ее носили массовый характер. Это было время т. наз. эмансипации, т.е. присвоения евреям равных прав с гражданами стран, где они проживали, и евреи изо всех сил стремились походить на других, не выделяться и не отличаться от представителей других народов, думая, что антисемитизм от этого исчезнет. Это было поколение, в котором возник и развился реформизм.

Что побуждает людей ложно толковать Тору, упрощать ее законы, вносить в них изменения? Сто — сто пятьдесят лет назад это было стремление «быть как все». Во времена Давида мотивом поведения его злопыхателей была, пожалуй, зависть. Об этом Давид и говорит в последнем, девятом, стихе псалма: «рыщут нечестивые, когда человек возвышается из низов». Почему Давиду завидуют? Почему ему желают плохого? Потому что он «из простых». Кто такой Давид? Сын какого-то крестьянина Ишая, причем младший, восьмой сын, который только и способен, что пасти овец. И вдруг Давид становится царем! Когда то, что считалось у людей чем-то нестоящим, начинает вдруг высоко цениться, это вызывает зависть.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»