Темы: Звулун, Иссахар, Недельная глава, Ваишлах, Яаков, Эсав, Рав Бенцион Зильбер, Материальные блага
Очевидно, что Яаков боится встречи с Эсавом из-за того, что получил вместо брата благословение отца, предназначенное Эсаву как первенцу. Как мы знаем, Эсав вполне добровольно продал младшему брату первородство, но потом пришел в ярость, когда тому достались и основные благословения отца.
Что это были за благословения? Вернемся к главе «Толдот»: «Даст же тебе Б-г от росы небесной и от туков земли, и обилие хлеба и вина. Служить будут тебе племена и поклоняться тебе — народы. Будь господином для твоих братьев, и поклонятся тебе сыны твоей матери. Кто проклинает тебя — проклят; а кто тебя благословляет — благословен» (Берешит, 27:28-29).
Потом, когда Эсав плакал и просил отца дать благословение и ему, Ицхак отвечал, что уже отдал Яакову власть над братьями и «хлеб и вино дал ему опорой» (27:37), и благословил Эсава так: «От туков земли будет обитание твое и от росы небесной сверху. И мечом твоим будешь жить и служить своему брату» (27:39-40).
Отправляя Яакова в Падан-Арам, родительский дом Ривки, Ицхак (почему он счел оправданным получение благословения Яаковом вместо Эсава мы здесь не анализируем) дает ему такое благословение: «Б-г Всемогущий да благословит тебя, и сделает тебя плодовитым и умножит тебя, и будешь ты сообществом народов. И даст Он тебе благословение Авраама, тебе и твоему потомству с тобою, чтобы тебе наследовать землю твоего пребывания, которую дал Б-г Аврааму» (28:3-4).
Итак, благословляя Яакова в качестве Эсава, Ицхак желает ему материальных благ и лидерства среди братьев. Благословляя Яакова в качестве Яакова (перед уходом в Падан-Арам), он объявляет его наследником Эрец-Исраэль и Авраама.
Теперь, отправляя к Эсаву посланцев с большими стадами домашнего скота в подарок, Яаков велел им сказать Эсаву: «С Лаваном я жительствовал… И стало мне [достоянием]вол и осел, мелкий скот, и раб и рабыня. И я послал сообщить моему господину, обрести милость в твоих глазах» (32:5-6). Раши так комментирует эти слова:
«…жительствовал», или «жил чужаком». Не стал знатным и важным, но оставался пришельцем, чужеземцем. Тебе незачем ненавидеть меня из-за благословения, которое дал мне твой отец: «будь господином для твоих братьев» (27:29) — ведь оно не исполнилось в том, что касается меня;
«И стало мне [достоянием] вол и осел». Отец сказал мне: «от росы небесной и от туков земных» (27:28), но это не от небес и не от земли. (Т.е. и это благословение относительно Яакова не исполнилось. Скот — это не «обилие хлеба и вина», да и скот этот достался Яакову тяжким трудом.)
В дополнение к этому Мальбим указывает, что Яаков говорит: отец имел в виду тебя, так, наверно, благословения эти свершились для тебя. Ко мне они не пришли. (Понятно, что это — попытка умилостивить Эсава, но на самом деле Яаков так не считал.)
Попробуем понять, каковы изначально были намерения Ицхака, какое благословение он собирался дать Эсаву и какое — Яакову? Обратимся к комментарию Мальбима.
Безусловно, считает Мальбим, Ицхак никогда не думал, что Эсав может стать продолжателем Авраама и наследовать страну, обещанную Всевышним Аврааму. Мы ясно видим это в благословении, полученном Яаковом, но рассчитанном на Эсава. Там о таких вещах нет ни слова. Кроме того, Тора говорит нам, что Ицхак глубоко страдал оттого, что Эсав выбрал себе в жены девушек из народов Кнаана и его домашние занимались идолопоклонством. Не мог же он счесть такого человека достойным наследия Авраама!
Эсав занимался охотой, а Яаков — Торой, и Ицхак пожелал Эсаву материальных благ, полагая, что он станет покровительствовать, помогать Яакову материально, обеспечивая ему покой, необходимый для занятий Торой.
Одному человеку трудно сочетать занятия и духовным, и материальным, если заниматься этим достаточно глубоко. Ицхак считал, что братья разделят функции: Эсав будет обеспечивать Яакова и воевать, когда нужно, а Яаков будет спокойно заниматься Торой. Это будет хорошо и для Эсава, потому что, с одной стороны, соответствует его склонностям, с другой стороны, позволит ему занимать свое достойное место в доме Авраама и сделает его причастным к духовной деятельности, и для Яакова — понятно почему.
Ривка не разделяла надежд мужа. Выросшая в доме Бетуэля, рядом с Лаваном, она хорошо знала людей приземленного склада и отлично понимала, что Эсав на эту роль не годится. Во-первых, он ничего не даст брату, потому что не понимает ценности духовного, а во-вторых, если по какой-то причине вдруг и даст, то потребует, чтобы брат плясал под его дудку, что полностью обессмыслит эту помощь, потому что для духовных занятий человеку нужна внутренняя свобода.
Ицхаку было ясно, что Эсав в Иссахары не годится. Увы, он не годился и в Звулуны. Ривка понимала, что если благословение на материальные блага достанется Эсаву, это будет плохо для обоих братьев. Яаков не получит ничего, а в Эсаве высокое общественное положение усугубит дурные качества. Когда жизнь высоко возносит плохих людей, они особенно интенсивно используют свои качества для плохих дел. Разбогатевшему Эсаву и в голову не придет помогать Яакову: с какой стати? Кто не работает, тот не ест… Так что, по воле Всевышнего, «материальное» благословение досталось и Яакову.
Кстати, сравните формулировку первого (Яакову как Эсаву) и второго (Эсаву как Эсаву) «материальных» благословений. В первом сказано: «Даст тебе Б-г от росы небесной и от туков земли». Раши объясняет: Б-г даст Яакову по праву и по заслуге: если заслужит — даст, не заслужит — не даст. Эсаву Ицхак сказал: «От туков земли будет обитание твое» — будешь ты праведен или нечестив, Он даст тебе. Ицхак, по-видимому, не рискнул положиться на заслуги Эсава.
Надо сказать, что разделение функций в духе благословений Ицхака в дальнейшем осуществилось у еврейского народа. Реализовалось оно, когда евреи из пустыни вступили в Страну Израиля. Пример тому — отсутствие земельных наделов у левитов: у них не было своей земли, они не обрабатывали землю, только служили в Храме, а весь народ помогал им, содержал их материально. Другой пример, ставший классическим, —отношения между коленами Иссахара и Звулуна. Звулун занимался мореходством и торговлей, а Иссахар — Торой. Звулун помогал Иссахару материально, а Иссахар делил со Звулуном свои духовные заслуги. В некоторой степени эта взаимопомощь, взаимосвязь между людьми, добывающими материальные блага, и людьми, сосредоточенными на внесении в мир благ духовных, существует в нашем народе и сейчас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»