Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Глава «Ки таво» («…когда придешь в страну, которую Г‑сподь, твой Б-г, дает тебе в удел») начинается заповедью о принесении в Храм начатков (первых плодов урожая) семи видов растений, которыми славится Эрец-Исраэль.

Далее следует приказ после перехода реки Ярден и вступления в Эрец-Исраэль произнести благословения на горе Гризим и проклятия на горе Эваль. Этим действием евреи подтвердят, что намерены хранить верность своему союзу с Всевышним.

Большое место в главе занимает предсказание о том, как Всевышний будет отвечать на поведение Своего народа. Конкретно изложены благословения, которые получит народ, соблюдая заповеди Торы, и проклятия, которые будут посланы ему, если он сойдет с ее пути.

Быть как все — возможно ли это для нас?

Центральная тема главы — союз между Б-гом и еврейским народом. Всевышний передал судьбу еврейского народа в его собственные руки: судьба народа зависит от сохранения этого союза.

Два стиха в главе, следующие один за другим, содержат особое предупреждение о том, что произойдет с евреями, если они пожелают изменить союзу с Б-гом и уподобиться другим народам. Это предупреждение связано с отношениями между Израилем и другими народами: «Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого ты поставишь над собой, к народу, которого не знал ни ты, ни твои отцы, и ты будешь там служить чужим божествам, дереву и камню. И будешь ты ужасом, притчей и посмешищем среди всех народов, куда отведет тебя Г-сподь» (Дварим, 28:36—37).

Известна история о том, как к раву Хаиму из Воложина пришел с вопросами и жалобами еврей-выкрест. Недоброжелательство соседей-неевреев было для него мучительно, и он стал старательно им подражать, чтобы сблизиться с ними: одевался, как они, выпивал с ними, поддерживал разговоры на интересующие их темы. Но лучше от этого не стало. Тогда этот еврей крестился, в надежде, что это уничтожит разрыв между ним и окружающими. И тут почему-то стало совсем плохо…

История дает нам немало примеров антисемитизма — явления абсолютно иррационального. Не хотелось бы упрощать, но поневоле приходится быть кратким. В двух словах — отчасти суть антисемитизма проясняется в такой исторической закономерности: чаще всего мы страдаем от тех народов, с которыми особенно настойчиво сближаемся. Так было в Египте, когда евреи в подражание египтянам перестали делать обрезание. Так было в Испании в 14—15 веках, когда евреи слишком увлеклись испанской культурой. Так было в Германии в 18—19 веках, когда эмансипация позволила евреям активно участвовать в общественной и культурной жизни страны.

Отношение к нам других народов является средством, которым Всевышний ведет и сохраняет еврейский народ. Поэтому это отношение парадоксально, не естественно, но определено Свыше.

В книге пророка Иехезкеля есть такой эпизод: к пророку «пришли мужи из старейшин Израиля вопросить Г-спода». «И сели перед лицом моим, — говорит пророк. — И было слово Г-спода ко мне… Задуманному вами — не бывать тому, сказанному вами: “Будем, как [другие] народы, как племена [других] стран, служить дереву и камню”. Жив Я — слово Г-спода Б-га! Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся буду царствовать над вами» (20:1—2, 32—33).

На иврите понятие «правитель» можно обозначить двояко (как, впрочем, и в других языках): мелех — царь и мошель — властитель. Тора подразумевает между этими двумя понятиями глубокую смысловую (а не формально-административную) разницу. Когда Иосеф пересказывает братьям свои сны (я думаю, эта история всем известна), возмущенные братья говорят ему: «Неужели ты будешь царствовать (тимлох) над нами, будешь властвовать (тимшоль) над нами?» (Берешит, 37:8). Тимлох, тимшоль — это не повтор, не литературный прием. Братья имеют в виду две разные вещи: неужели ты думаешь, что мы поставим тебя царем над нами, или ты воображаешь, что будешь властвовать над нами силой? Быть царем — в понятиях Торы — значит быть возведенным на царство людьми, которые тебя царем признают и готовы тебе служить. Быть властителем значит взять власть самому и править силой.

Через пророка Иехезкеля Всевышний сказал евреям, что Он не допустит, чтобы они смешались с другими народами и уподобились им (народы будут их отталкивать). Не допустит — т.е. будет действовать силой. Так прямо и сказано: «Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся буду царствовать над вами». Потому что, когда жизненные, исторические обстоятельства подсказывают еврейскому народу, что им совершена ошибка, он возвращается к чувству и осознанию, что Всевышний — его Царь и Царь царей. Природа евреев такова, что даже когда они сходят с предписанного им пути, они на него всегда возвращаются не вынужденно, а добровольно, всей душой.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.