Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если тщательно подсчитать периоды жизни Яакова, получается несостыковка. Годы, проведенные праотцем в ешиве Эвера, не были учтены Всевышним.

Предыдущая глава заканчивается упоминанием миссии, которую Ицхак возложил на Яакова: «И призвал Ицхак Яаакова, и благословил он его, и повелел он ему и сказал ему: Не бери жены из дочерей Кнаана. Встань, иди в Падан-Арам, в дом Бетуэля, отца твоей матери, и возьми себе оттуда жену из дочерей Лавана, брата матери твоей».

Сколько лет было праотцу? Сколько лет он провел в доме Лавана? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, в талмудическом трактате «Мегила» приведена сравнительная хронология. Сравнительная — потому что возраст Яакова отсчитывается на основании информации об Ишмаэле.

Следим за вычислениями. «И вот годы жизни Ишмаэля: сто лет и тридцать лет и семь лет. И скончался он и умер, и приобщен был он к своему народу» (Берешит 25:17). Параллельно уходу Яакова имеет место женитьба Эсава: «И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама, сестру Невайота, сверх жен своих себе в жены» (Берешит 28:9). Зачем Тора упоминает лишний, казалось бы, факт из родословной Махалат — наличие брата? Почему бы не поставить точку после «…сына Авраама»?

Талмуд дает соответствующее пояснение. Ишмаэль умер после помолвки Эсава и Махалат, поэтому на свадьбу ее сопровождал старщий брат Невайот. Итак, когда Ишмаэлю исполнилось 137 лет, Яаков получил благословения Ицхака и покинул родной дом.

«А Авраму было восемьдесят шесть лет, когда родила Агарь Ишмаэля Авраму» (Берешит 16:16). «И Аврааму было сто лет при рождении у него Ицхака, сына его» (Берешит 21:5). Исходя из этого, Ишмаэль был старше Ицхака на 14 лет. Когда у Ицхака родились Яаков и Эсав, ему было 60 лет, а Ишмаэлю, соответственно, 74 года. 137–74=63. Яаков отправился в Падан-Арам, когда ему было 63 года. После 14 лет службы у Яакова родился Йосеф. 63+14=77.

Братья продали Йосефа в рабство. Он предстал перед фараоном и стал вторым лицом в государстве, когда ему было 30 лет. После семи сытых лет и двух лет голода Йосеф и Яаков встретились. Проведем простой подсчет: 77+30+7+2=116.

Фараон, который пожелал увидеть патриарха, поинтересовался его возрастом. «И сказал Яаков фараону: Дни лет моего проживания — сто тридцать лет; немноги и плохи были дни лет жизни моей, и не достигли они дней лет жизни моих отцов во дни их проживания» (Берешит 47:9). Стоп-стоп-стоп. По нашим подсчетам, которые легко перепроверить, Яакову должно было быть 116 лет, а никак не 130!

Талмуд объясняет, что 14 лет Яаков провел в ешиве Эвера, изучая Тору. Сколько лет праотец провел вне дома Ицхака и Ривки? «Таково мне двадцать лет в доме твоем: служил я тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за твой скот, а ты менял мне плату десятикратно» (Берешит 31:41). 14+6+2 года, потраченные на дорогу в Падан-Арам = итого 22 года. Всё это время Яаков не имел возможности исполнять заповедь уважения отца и матери. За это он был наказан по принципу «мера за меру» — контакт с Йосефом прервался на долгие двадцать два года…

Стоп, почему «мера за меру»? Яаков отсутствовал целых тридцать шесть лет, если принимать в учет нахождение в ешиве Эвера. «Тора важнее почитания родителей», — сказано в Талмуде. И в этом заключается ответ на вопрос, почему 14 лет, проведенные в ешиве, не были засчитаны нашему праотцу.

Давайте зададим еще один вопрос. В конце концов, праотец Яаков отправился в Падан-Арам с благословения Ицхака и Ривки. Его, казалось бы, не за что обвинять в невыполнении заповеди почитания родителей — отправился искать жену, 7 лет работал за одну, 7 лет работал за другую. Но дело в том, что были 6 лет, которые Яаков провел у Лавана, работая за скот (а ведь за это время он мог вернуться к родителям).

Мой отец, р. Ицхак Зильбер, благословенной памяти, пояснял это следующим образом. Если человек должен тяжело работать, чтобы содержать семью, и у него не остается времени на изучение Торы, обвинять его не в чем. Если же у такого человека есть свободное время, но он не посвящает его Торе, не те 2–3 часа, а весь день такого человека будет считаться одним большим «битуль-Тора» (уклонением от изучения Торы).

При всех строгих требованиях, которые предъявлялись Яакову, 14 лет, которые он провел в ешиве Эвера, не были приплюсованы к 22 годам отсутствия. Ведь заповедь изучения Торы выше заповеди почитания родителей. Более того, изучение Торы выше всех заповедей.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»