Поиск
Версия для печати

Шофтим. Судьи по Торе

Рав Бенцион Зильбер — Качества, необходимые для еврейского судьи

Нельзя слепо верить свидетелям. Судья должен обладать интуицией, позволяющей изобличить преступника и оправдать невиновного.

Недельная глава «Шофтим» начинается с заповедей, призванных создать правильно функционирующую юридическую систему: «Судей и смотрителей поставь себе во всех вратах твоих, которые Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, для колен твоих; чтобы они судили народ судом праведным. Не покриви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрецов и искажает речи правые. К правде, к правде стремись, чтобы ты жил и овладел землей, которую Господь, Б-г твой, дает тебе».

Тора запрещает судьям лицеприятствовать. Что означает на практике это слово, не самое употребительное в русском языке? Рамбам объясняет: перед судом все равны, а судья, в свою очередь, должен относиться одинаково и к потерпевшему, и к обвиняемому. Он не вправе с одним беседовать дружелюбно, а ко второму обращаться со строгостью, ему нельзя одному разрешать сидеть, а другого вынуждать стоять. И так далее.

Рамки запрещенной мзды, кстати, совершенно не ограничиваются денежными купюрами или пресловутыми «борзыми щенками», как в произведениях русской литературы. Малейшая услуга, которую одна из сторон оказывает судье, может подпадать под понятие мзды.

Раввин, глава ешивы и религиозный судья Бен-Цион Аба-Шауль как-то раз закончил очередной этап судебного процесса и вышел из кабинета. Вместе с ним вышли и представители двух сторон. На лестнице не было света, и кто-то нажал на кнопку выключателя. Раввин Бен-Цион Аба Шауль встревоженно спросил: «Кто зажег свет? Если это сделал подсудимый, пусть сразу потушит!»

Тора предостерегает судей от пассивного принятия свидетельских показаний. В Талмуде приводится подробное разъяснение этого запрета. Если судья чувствует, что его пытаются обмануть, он не вправе слепо верить свидетелям — «к правде, к правде стремись», а также «от слова лжи отдались, и неповинного и правого не умертви» (Шмот 23:7).

Демонстрацией усилий, которые должен прилагать праведный судья для нахождения истины, служит следующая история. Один польский еврей работал вдали от родного местечка и копил деньги, чтобы переслать их семье. Через несколько лет набралась крупная сумма. Тут как раз подвернулась удачная оказия: знакомый торговец вином вез очередную бочку прекрасного пьянящего напитка в местечко, где остались жена и дети нашего героя. Деньги были надежно спрятаны. Повозка отправилась в путь.

Прошло несколько дней. Бочка прибыла в конечный пункт назначения, но… денег и след простыл! Винодел отмел все упреки: «Ишь, неблагодарный какой! Я оказал ему услугу совершенно бесплатно, а теперь этот тип обвиняет меня в воровстве! Какая наглость!»

Тогда наш герой обратился к раввину Лодзи р. Элиягу-Хаиму Майзелю. Тот вызвал торговца вином и сказал: «Я понимаю, что вы — честный человек и не лжете. Вы не брали денег. Но и потерпевший тоже, наверное, говорит правду: деньги были отправлены с оказией и пропали. Остается предположить, что их забрал кучер». Винодел с готовностью кивнул головой.

Раввин Майзель нахмурился: «Это означает, что он прикоснулся к бочке. Ваш кучер — нееврей, поэтому всё вино стало яин-несех, некашерным». Винодел стал бледным, как смерть, а затем закричал: «Нет, рабби, нет! Это никакой не кучер! Это я украл деньги!»

Раввин Лодзя строго посмотрел на него: «Я тебе не поверю, пока ты не принесешь деньги и публично не раскаешься в воровстве». Вскоре пропажа была возвращена владельцу, а пристыженный торговец продолжил заниматься своим обычным ремеслом — продажей кашерного вина…

Нравится!
Поделиться ссылкой:
Пошлите ссылку другу
Опубликуйте ссылку в блоге
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Фонд №304. Помощь талантливому парню в изучении Торы в ешиве и проживании в Израиле (родители на Украине, не помогают сыну из-за его гиюра)
Последнее
Статьи
Раби Меир бар Тодрос Алеви Абулафия Рав Александр Кац Шем Тов 8. Трума Рав Шимон Мордехай Дубинский Наш малый храм Рав Лейб-Нахман Злотник
Фамилии
Лендерман22.01.2017Пилявский19.01.2017Нускес18.01.2017
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+