Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вместо тихой дипломатии, Мордехай предпочел идти напролом. Эстер пришла к Ахашверошу вопреки дворцовому этикету и тем самым спасла евреев от уничтожения.

Среди событий, о которых говорится в Свитке Эстер, есть и такое: Мордехай велит Эстер пойти к царю, чтобы просить его за еврейский народ. На что Эстер отвечает: «Все служители царя и народ областей царских знают, что для каждого мужчины или женщины, которые придут незваными во внутренний двор к царю, один закон для них — смертная кара; только тот, кому протянет царь свой золотой скипетр, тот останется в живых. А я не звана была к царю вот уже тридцать дней» (4:11).

Давайте перескажем своими словами ответ Эстер: «Это почти верная смерть, и даже царю помиловать царицу будет непросто, потому что все знают об этом законе. Кроме того, меня не звали к царю уже тридцать дней. Одно из двух: либо царь меня разлюбил, и тогда мои слова совершенно бесполезны. Либо, раз он меня не звал так долго, значит, позовет через пару дней, и тогда я его попрошу о том, что надо». Кажется, очень логично.

Что отвечает ей Мордехай? «Не полагай в душе своей, что спасешься в доме царском (одна) из всех иудеев. Ибо если ты промолчишь в такое время, (то) спасение и избавление придут к иудеям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете; и кто знает, в это время будешь ли ты у царства» (там же, 13–14).

Интересно, что Мордехай не оспаривает аргументов Эстер, а просто приказывает ей пойти. А ее аргументы логичны. И Эстер его слушает. Почему? Почему Мордехай ей так велит?

Читая дальше, мы поймём, что отменить приказ в Персидском государстве, «государстве закона», было совсем не просто. Как Ахашверош говорит: «…того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя отменить» (8:8). Отменить изданный указ было практически невозможно.

Мордехай понимал, что «между прочим» и в обычной форме этот указ отменен не будет. Представим себе, используя современные реалии: Ахашверош зовет Эстер. «Как ты себя чувствуешь, дорогая царица?» — «Я тяжело переживаю, ведь хотят уничтожить еврейский народ, а я еврейка». А он: «Ты же царица. Мы не сообщим, что ты еврейка. А насчет остальных евреев — мы создадим комиссию, которая будет серьезно работать, чтобы разрешить тяжелую создавшуюся ситуацию». Надеюсь, вы знаете, дорогие читатели, что выходит из таких комиссий. Поэтому Мордехай видел единственный путь решить вопрос — идти напролом.

Когда любимая царица входит во дворец, идя на верную смерть, — это пробуждает интерес. Ахашверош спрашивает о причине такого поступка: «Что у тебя, царица Эстер, и в чем просьба твоя? Хоть полцарства (проси), — и (оно) тебе будет дано» (5: 3). В ответ царица Эстер просит его прийти с Аманом на пир. На пиру царь снова спрашивает ее, в чем ее просьба, опять обещая полцарства. Царица вновь не отвечает, но приглашает его с Аманом и завтра на пир.

Царь не мог спокойно спать. Эстер, Аман — что-то тут не гладко. Эстер, как известно, пробудила ревность царя к Аману. И царь не спал: что-то тут подозрительное, может быть, готовят против него заговор.

Когда на втором пиру Эстер говорит царю о плане Амана уничтожить евреев, царь облегченно вздыхает: «Пусть слетит голова с плеч Амана, лишь бы моя голова оставалась на плечах».

Мордехай видел, что необходимо идти напролом. Он подозревал Эстер: ты чувствуешь себя в безопасности, когда евреи в опасности. Ты в той же лодке. Как раз наоборот: еврейскому народу Б-г гарантировал вечность. Отдельному человеку ничего не гарантировано. Поэтому ты обязана отставить личные расчеты и подвергнуть себя опасности ради спасения народа. Он не придал значения аргументам Эстер, т. к. знал, как часто личная заинтересованность и желания принимают форму убедительных аргументов.

Эстер послушала своего учителя. Что привело к спасению.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»