Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?

В самом начале недельной главы «Шмот» рассказывается о том, как со смертью Йосефа положение евреев в Египте начало ухудшаться. Из уважаемых членов общества они стали бесправными рабами. Почему это произошло?

Причина столь резких изменений приводится в мидраше: за исключением колена Леви, потомки Яакова, не желая отличаться от окружающих, постепенно прекратили делать обрезание. Но именно это обстоятельство и привело к тому, что египтяне начали опасаться евреев и ненавидеть их. В полном соответствии с планами Творца, как сказано: «И обратил Он сердце их к ненависти против народа Своего…» (Теиллим 105:25).

Рабби Йосеф-Дов Соловейчик, раввин города Бриска и автор известнейшей книги «Бейт а-Леви», посвятил не одну страницу своих сочинений размышлениям о природе антисемитизма. В Торе сказано прямым текстом: «Я — Г-сподь, Б-г ваш, который отделил вас от других народов» (Дварим 20:24). Рабби Соловейчик отмечает, что отличия, о которых заповедал Творец, спасают народ Израиля от ассимиляции. Если же евреи отказываются от рамок Торы, благодаря которым они отделены от других народов, это окружение начинают их угнетать и ненавидеть.

В «Еврейской энциклопедии» на русском языке упоминается показательный факт — именно в тех областях Российской империи, где проживало ассимилированное еврейское население, градус антисемитизма был выше, а погромы — страшнее. Это обстоятельство заставляет призадуматься. Естественный ход истории предполагает, что первоначальная нелюбовь к чужакам со временем должна пройти. Но еврейской истории рациональные законы не писаны.

Конец 19-го века. Мрачное средневековье завершилось. Началась эпоха Просвещения, идеи либерализма пришли в Европу. Некоторым казалось, что юдофобия скоро исчезнет. Но рабби Соловейчик продолжал цитировать Книгу пророка Йермиягу: «Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя: презрели тебя любовники, они ищут души твоей» (Йермиягу 4:30). Если один человек не любит другого из-за его неряшливого вида и скверных манер, после смены гардероба и изучения правил этикета нелюбовь пройдет сама собой. Но если кто-то заявляет о том, что он-де евреев терпеть не может, никакие косметические меры не помогут.

Попытка избавиться от данных Б-гом отличий и приблизиться к другим народам всегда заканчивается плачевно. Евреи Испании вносили вклад в местную философию и искусство, участвовали в культурной жизни и занимали важные посты. Но в 1492 году перед ними был поставлен жестокий выбор: либо креститесь, либо убирайтесь вон.

Евреи довоенной Германии были бо́льшими немцами, чем сами немцы и отличались патриотическими воззрениями. Но именно в Германии расцвела пышным цветом гитлеровская юдофобия, которая привела к гибели шести миллионов наших собратьев. А в сталинском СССР мишенью кампании против «безродных космополитов» стали образцово-показательные и состоящие в партии евреи, деятели науки и искусств, которые брали себе благозвучные славянские псевдонимы.

Исторический опыт должен послужить уроком для всех нас. У евреев есть испытанный веками особый путь, от которого нельзя отступать ни на шаг. Сказано, что Всевышний отделил день от ночи и народ Израиля от других народов. Рабби Йосеф-Дов Соловейчик пишет в этой связи, что существует четкая грань между днем и ночью, называемая сумерками. Когда евреи переступают установленную Творцом грань, начинается отторжение со стороны других народов. Именно следование предписанному Торой отдалению сохраняет еврейский народ.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.