Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Рав Ицхак Зильбер, Брит мила, Катастрофа, Хасиды, Рав Александр Кац, Советский Союз, КГБ
Раби Хаим-Занвиль Абрамович (Рыбницкий Ребе; 5656—5756 /1896—1995/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Родился в румынском городе Ботошани, севернее Яссы.
В три года лишился отца. Мать отдала его на воспитание к знаменитому цадику р. Аврааму-Матитьяу Фридману, сыну р. Менахема-Нахума из Штефанешти (см.) и внуку р. Исраэля из Ружина (см.).
У р. Авраама-Матитьяу не было детей, и он воспитал сироту как своего сына. Много лет спустя Рыбницкий Ребе вспоминал, что приемный отец научил его всему — «от букв до Отийот дераби Акива (Букв раби Акивы — сложнейшего кабалистического трактата) (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.232).
В последующие годы занимался в ешиве г. Кишинева, где получил раввинское посвящение.
В его раввинский аттестат были включены следующие необычные слова: “…Он сведущ даже в сокровенных разделах Торы, как один из мудрецов прошлого” (там же).
Годы второй мировой войны р. Хаим-Занвиль прожил под гнетом немецких и румынских фашистов.
В гетто, где многие евреи были зверски убиты, а другие погибали от голода и болезней, р. Хаим-Занвиль поддерживал дух людей — он заботился о сиротах и ослабевших, а также продолжал собирать миньян на общественную молитву и делать обрезание новорожденным (там же p.233).
После окончания войны р. Хаим-Занвиль поселился в буковинском городке Рыбнице, на реке Днестре, возле г. Черновцов — на территории, занятой Красной армией.
Вскоре были закрыты все еврейские общинные учреждения, начались аресты “неблагонадежных элементов” и последующая высылка в сибирские лагеря. И тогда Рыбницкий Ребе ушел “в подполье” — координируя свои действия с группой самоотверженных хасидов Хабада, он странствовал по стране, организуя в различных городах тайные молитвенные дома и уроки Торы, создавая миквы и совершая для местных евреев кашерный забой скота. Переезжая из одной союзной республики в другую, он “подпольно” проводил обряды обрезания для новорожденных, что рассматривалось в СССР как уголовное преступление и грозило долгим лагерным сроком (там же p.233—235).
Писатель Эли Люксембург, за которым в 5630-31/1970-71/ годах охотилось КГБ, посетил р. Хаима-Занвиля в Рыбнице, чтобы попросить у него благословение на избавление. Эли Люксембург вспоминал: “…Вышел к нам старик в длиннющем рваном пальто, перепоясанном веревкой, с пейсами, с большой бородой. Сел он напротив нас, и отец объяснил ему на идиш, что за беда со мной приключилась. Посмотрел на меня старик — и до конца жизни буду помнить я молнию, что пронзила меня насквозь при этом взгляде. Не человеком из плоти и крови показался он мне, а существом из каких-то иных, высших, миров”. По свидетельству Эли Люксембурга, благословение, полученное от Ребе, действительно выручило его. “Месяц тянулось следствие, которое по всем правилам должно было завершиться для меня тюрьмой, — писал он. — На моих глазах творилось нечто странное: кагебешники путались, концы с концами у них не сходились, а я был четок и хладнокровен, говорил единственно верные, спасительные слова, будто мне их ангел нашептывал”. В следственном управлении КГБ материализовались слова, произнесенные праведником в далекой Рыбнице: “Пусть рука твоих преследователей не возымеет над тобой власти” (Восемнадцать, с.126—127).
В 5732 /1972/ году, в возрасте семидесяти шести лет, Рыбницкому Ребе удалось совершить алию на Землю Израиля.
Он поселился в иерусалимском районе Санхедрия, где его соседом по дому оказался р. Ицхак Зильбер, также недавно приехавший из России. По свидетельству р. Зильбера, весь день и большую часть ночи Ребе проводил в молитве и занятиях Торой. Утром он окунался в микву, после этого несколько часов молился, потом вновь окунался в микву, а затем произносил послеполуденную и вечернюю молитвы, каждая из которых также продолжалась более часа. Молился он всегда дома, собирая в миньян близких учеников. В полночь Ребе читал Тикун хацот (Полуночную молитву), оплакивая разрушение Храма. “Он постился каждый день, — вспоминал р. Зильбер. — Садился к столу в первый раз в час-в половине второго ночи”. В два часа ночи Ребе стал приходить к р. Зильберу и в течение часа учился с ним. И несмотря на то, что он жил на Святой Земле, посвящая все свое время служению Б-гу, Рыбницкий Ребе все же с долей горечи говорил: “Тех заповедей, что я делал в России, здесь у меня уже нет” (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.233; Р. Ицхак Зильбер Чтобы ты остался евреем», с.392—393,395).
В его иерусалимской квартирке всегда было много людей, приходивших за советом и наставлением. Р. Ицхак Зильбер свидетельствовал, что благословения и предсказания Рыбницкого Ребе сбывались с удивительной точностью. «Это был человек не нашего полета!», — отмечал р. Зильбер (Чтобы ты остался евреем, с.393).
После года, прожитого в Земле Израиля, Рыбницкий Ребе уехал в США, где в нью-йоркском районе Бруклин обосновалась община его хасидов.
Р. Хаим-Занвиль Абрамович, Рыбницкий Ребе, был призван в Небесную Ешиву двадцать четвертого тишрея 5756 /1995/ года — на сотом году жизни.
У него не было детей, но сотни новорожденных, названных в его честь — Хаим-Занвиль, надолго сохранят память о праведнике (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.233).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»