Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Йосеф-Дов бар Моше Алеви Соловейчик (5663—5753 /1903—1993/ гг.) — руководитель нью-йоркской Ешива-Юниверсити (Ешивы-Университета), один из духовных лидеров американского еврейства.

Прямой потомок р. Хаима Воложинера (см.), создавшего прославленную Воложинскую ешиву. Внук р. Хаима Соловейчика (р. Хаим Брискер; см.), основателя «бриской» школы талмудического анализа.

Родился в белорусском городке Пружаны.

Изучал Тору под руководством деда и отца, р. Моше Соловейчика.

В 5685 /1925/ году поступил в берлинский университет, где изучал математику, формальную логику и философию. Получил степень доктора философии. Его докторская диссертация была посвящена онтологии неоплатоников, и в первую очередь, творчеству немецкого философа Германа Когена.

Значительное влияние на формирование его мировоззрения оказали работы европейских экзистенциалистов, а позднее «инструментализм» американского философа Джона Дьюи, который в своей теории познания выдвигал на первый план индивидуальный духовный опыт каждого человека.

Р. Йосеф-Дов владел шестью европейскими языками, в том числе и русским, — он читал в подлиннике многие произведения Федора Достоевского.

В 5692 /1932/ году эмигрировал в США, где стал главным раввином ортодоксальной общины г. Бостона, штат Массачусетс.

В своей общине он установил высочайшие стандарты кашрута, а также организовал еврейскую школу имени Маймонида (Рамбама /см./), в которой изучение Торы сочеталось с преподаванием светских дисциплин (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.190).

В 5701 /1941/ году, после смерти отца, р. Йосеф-Дов сменил его во главе кафедры Талмуда в нью-йоркской Ешива-Юниверсити — уникальном высшем учебном заведении, в котором Тора и научные дисциплины изучались в их единстве и взаимосвязи.

Р. Йосеф-Дов был одним из руководителей движения религиозного сионизма — начиная с 5706 /1946/ года он являлся почетным президентом американского отделения сионистской организации Мизрахи.

Образование государства Израиль в 5708 /1948/ году он воспринял как начало эпохи конечного избавления. «Никто не решится отрицать, — писал он, — что с точки зрения международных отношений создание государства Израиль было событием, почти необъяснимым естественным образом Идею создания государства Израиль поддержали и страны Запада, и Россия. Это было, вероятно, единственным предложением, поддерживая которое Восток и Запад объединились. Я склонен думать, что Организация Объединенных Наций была создана именно для этой цели — для исполнения миссии, возложенной на нее Провидением. …Я не знаю, кого видели представители прессы в кресле председательствующего на заседании, на котором было принято решение о создании государства Израиль, — но тот, кто смотрел глазами духа, а не глазами тела, ощутил присутствие подлинного “Председателя”, который подводил итоги дискуссии. …Мы слышали, как Он стучал своим молотком по столу» (Р. Йосеф-Дов Соловейчик Коль доди дофек).

Р. Соловейчик отмечал, что еще большим чудом была победа в Войне за Независимость. Он писал: «Всевышний, благословен Он, отягчил сердце Ишмаэля, и тот вступил в бой с государством Израиль. Если бы арабы не объявили войну Израилю, а согласились бы с планом раздела страны, государство Израиль осталось бы без Йерушалаима, без большей части Галилеи и части Негева. …Чудо — “отдал многочисленных в руки немногих” произошло на наших глазах. …Крошечная и необстрелянная армия обороны Израиля одержала победу над регулярными войсками целого ряда. арабских стран. …Теперь завершилась эпоха сокрытия Его Лика» (там же).

В период образования государства Израиль, р. Йосеф-Дов даже заявил — с некоторой долей полемического запала, что «лучше жить в еврейском государстве, управляемом атеистическими еврейскими партиями, чем в религиозном еврейском районе Бруклина». Однако, когда в 5719 /1959/ году, после смерти первого главного раввина Израиля р. Ицхака-Айзика Герцога (см.), ему предложили совершить алию и занять этот почетный пост, он отказался (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.190).

За полвека преподавания в Ешива-Юниверсити р. Йосеф-Дов подготовил тысячи учеников, многие из которых стали главами ешив и общин по всему еврейскому миру.

Он посвятил в раввинское звание около двух тысяч человек. Значительная часть его выпускников совершила алию, где многие из них стали преподавателями университета Бар-Илан, созданного в Рамат-Гане по модели Ешива-Юниверсити.

Все эти годы, до конца своей жизни, р. Соловейчик оставался и раввином Бостона — на несколько дней в неделю он приезжал в Нью-Йорк и проводил в Ешива-Юниверсити три лекции, которые продолжались два-четыре часа и привлекали одновременно не менее ста студентов. Он славился как выдающийся лектор и, кроме штатных уроков, проводил многочисленные выступления и в Нью-Йорке, и в Бостоне. На некоторые его уроки собиралось более тысячи человек (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.191).

Р. Йосеф-Дов Соловейчик стал общепризнанным духовным лидером нового течения в еврейской жизни Америки, получившего название Modern Orthodoxy (современная ортодоксия).

В рамках этого течения объединились десятки тысяч молодых американских евреев, сохранивших приверженность заповедям Торы, — и вместе с тем, впитавших ценности западной культуры и демократии.

Следуя давней семейной традиции, предписывающей не издавать книг при жизни автора, р. Йосеф-Дов почти не публиковал своих сочинений — из немногих его книг, увидевших свет печати при его жизни, выделяется монографический очерк Иш аалаха (Человек закона), посвященный образу идеального, с его точки зрения, раввина — руководителя еврейской общины.

Р. Йосеф-Дов Соловейчик умер в холь-амоэд Песаха 5753 /1993/ года — в возрасте девяноста лет.

Многие его толкования Торы изданы по записям учеников. Его философские и этические эссе, посвященные проблемам еврейского мировоззрения, переведены на ряд европейских языков.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.