Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Катастрофа, Рав Александр Кац, Мусар, Гетто, Ешива Слободка
Раби Йехиэль-Яаков Вайнберг (Сридей эш; 5646—5726 /1885—1966/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в литовском крае.
Был одним из ближайших учеников р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.) в ешиве Кнессет Исраэль, расположенной в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке. Занимался также в ешиве г. Мира.
После завершения первой мировой войны обосновался в Берлине, где получил академическую степень доктора за свои исследования по истории еврейского религиозного законодательства.
Опубликовал целый ряд статей на немецком языке и иврите, посвященных истории движения Мусар.
Возглавлял берлинский Семинар для подготовки раввинов, и многие его ученики стали руководителями крупных общин Западной и Центральной Европы.
В 5699 /1938/ году, после погрома «Хрустальной ночи» этот семинар был закрыт. С началом второй мировой войны р. Вайнберг бежал в Варшаву, а после того, как нацисты оккупировали город, он был заключен в гетто.
Р. Вайнберг был избран наси (председателем) Агудат арабаним (Объединения раввинов), созданного в гетто.
Он даже подготовил к изданию алахический сборник, в котором участвовали ведущие раввины гетто — р. Менахем Земба (см.), р. Арье-Цви Фрумер (см.) и др. Однако удалось выпустить в свет всего один экземпляр, который позднее погиб в огне (Бесетер раам с.110-111).
В течение некоторого периода, до лета 5701 /1941/ года, р. Вайнберг возглавлял также благотворительный комитет, распределявший между жителями гетто одежду и продукты питания, присылаемые евреями из «свободного мира».
Позднее р. Вайнбергу удалось покинуть гетто и достигнуть нейтральной Швейцарии. Он поселился в г. Монтрё, где основал ешиву.
В послевоенные годы он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей — множество раввинов из других общин обращались к нему за решением спорных вопросов.
В 5721 /1961/ году р. Вайнберг выпустил в иерусалимском издательстве сборник своих алахических респонсов, названный Сридей эш (Уцелевшее в огне).
Этот сборник он назвал в память о своих рукописных произведениях, погибших в огне войны и так и не увидевших свет печати (Бесетер раам с.106).
Его книга широко изучается — она стала одним из важнейших источников для установления практической алахи.
Р. Йехиэль-Яаков Вайнберг умер в 5726 /1966/ году в Монтрё. Похоронен в Йерушалаиме.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»