Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Великий еврейский мудрец и мыслитель Раби Ицхак из Феса (Риф)

Раби Ицхак бен Яаков (1013, Фес, Алжир — 1103, Испания). Альфаси — означает «из Феса»; сокращенно Риф: раби Ицхак Фаси. Великий мудрец и законоучитель, первый талмудический авторитет своей эпохи. В 1088 году переехал в Испанию, где принял руководство крупнейшей ешивой города Луцена, куда ученики стекались со всех концов тогдашнего еврейского мира. Ближайшим его сподвижником и учеником считался раби Йосеф бен Мигаш, в будущем — учитель Рамбама.

Главный труд жизни раби Ицхака из Феса — Сефер Аалахот, «Книга законов», в которой он собрал воедино все законы, указанные в Талмуде, и прокомментировал их. Приводя дебаты мудрецов Талмуда, автор ограничился теми из них, на основании которых он выводит тот или иной закон. Книга обращается к талмудическому тексту, актуальному и после разрушения Храма: к трактатам разделов Моэд, Нашим и Незикин, к трактату Брахот из раздела Зраим и к трактату Хулин из раздела Кодашим. Автор преследовал, главным образом, две цели: создание «малого Талмуда» — для облегчения изучения этого колоссального сборника положений Устной Торы; составление кодекса законов, удобного для пользования, четкого и оперативного. Интересно, что в свой сборник автор решил включить и много агадот из Талмуда. Стиль изложения книги легок и понятен, язык (арамейский) прост и доступен. Материал, разбросанный по всем трактатам Талмуда, сведен раби Ицхаком воедино и систематизирован. Приведены также мнения гаонов (мудрецов, живших в послеталмудическую эпоху).

На эту книгу написано великое множество толкований и пояснений. Приведем имена авторов важнейших из них: раби Авраам бен Давид (Раавад; 12 век, Прованс), раби Моше бен Нахман (Рамбан; 13 век, Каталония), раби Нисим Геронди (рабейну Нисим, или Аран; 14 век).


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше