Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
родился ок. 4700 /940/ г.

Раби Менахем бар Яаков Ибн Сарук (родился ок. 4700 /940/ г.) — выдающийся грамматик и исследователь языка Торы.

Родился в христианской части Испании — в г. Тортоса, расположенном на северо-востоке Пиренейского полуострова, в нижнем течении реки Эбро.

Переселившись в Кордову, столицу арабского халифата, он служил секретарем р. Ицхака, отца р. Хисдая Ибн Шапрута (см.), а затем и секретарем самого р. Хисдая, главного визиря халифата и главы еврейской общины. Именно р. Менахем Ибн Сарук составлял для р. Хисдая дипломатические послания к царям и министрам, а также вел его переписку с еврейскими общинами Вавилонии, северной Африки и Хазарии.

Ибн Сарук составил толковый словарь языка Торы, известный под названием Махберет: в словаре выясняются корни слов, выявляются однокоренные слова и прослеживаются их различные грамматические формы. Лексическое значение слов, а также все разъяснения в Махберет приведены на иврите, а не на арабском языке, как это было принято прежде среди евреев, живущих в странах ислама, — это позволило исследователям Торы во Франции и Германии тоже широко использовать этот словарь.

Вскоре после своего появления на свет словарь Ибн Сарука был подвергнут острой критике со стороны знаменитого грамматика из Вавилонии р. Дунаша бен Лабрата (см.), который, поселившись в марокканском городе Фесе, поддерживал тесную связь с мудрецами Испании. Он утверждал, что многие объяснения Ибн Сарука не только мировоззренчески неверны, но и могут привести к ошибочной трактовке законов Торы. Критические аргументы р. Дунаша были приняты р. Хисдаем Ибн Шапрутом, главой мудрецов Испании, — Ибн Сарука обвинили в сочувствии ереси караимов, и ему пришлось оставить Кордову. Конец жизни он провел в Тортосе, городе своего рождения.

Острые дискуссии вокруг словаря продолжались в течение двух последующих столетий, и в конце концов по большинству вопросов была принята позиция Ибн Сарука. Рабейну Там (см.), великий внук Раши (см.) и один из авторов Тосафот, посвятил обоснованию точки зрения Ибн Сарука специальное исследование — Ахраот.

Выдающиеся комментаторы Торы Раши и Рашбам (см.) широко использовали Махберет Ибн Сарука в своей работе.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.