Раби Менахем бар Яаков Ибн Сарук (родился ок. 4700 /940/ г.) — выдающийся грамматик и исследователь языка Торы.
Родился в христианской части Испании — в г. Тортоса, расположенном на северо-востоке Пиренейского полуострова, в нижнем течении реки Эбро.
Переселившись в Кордову, столицу арабского халифата, он служил секретарем р. Ицхака, отца р. Хисдая Ибн Шапрута (см.), а затем и секретарем самого р. Хисдая, главного визиря халифата и главы еврейской общины. Именно р. Менахем Ибн Сарук составлял для р. Хисдая дипломатические послания к царям и министрам, а также вел его переписку с еврейскими общинами Вавилонии, северной Африки и Хазарии.
Ибн Сарук составил толковый словарь языка Торы, известный под названием Махберет: в словаре выясняются корни слов, выявляются однокоренные слова и прослеживаются их различные грамматические формы. Лексическое значение слов, а также все разъяснения в Махберет приведены на иврите, а не на арабском языке, как это было принято прежде среди евреев, живущих в странах ислама, — это позволило исследователям Торы во Франции и Германии тоже широко использовать этот словарь.
Вскоре после своего появления на свет словарь Ибн Сарука был подвергнут острой критике со стороны знаменитого грамматика из Вавилонии р. Дунаша бен Лабрата (см.), который, поселившись в марокканском городе Фесе, поддерживал тесную связь с мудрецами Испании. Он утверждал, что многие объяснения Ибн Сарука не только мировоззренчески неверны, но и могут привести к ошибочной трактовке законов Торы. Критические аргументы р. Дунаша были приняты р. Хисдаем Ибн Шапрутом, главой мудрецов Испании, — Ибн Сарука обвинили в сочувствии ереси караимов, и ему пришлось оставить Кордову. Конец жизни он провел в Тортосе, городе своего рождения.
Острые дискуссии вокруг словаря продолжались в течение двух последующих столетий, и в конце концов по большинству вопросов была принята позиция Ибн Сарука. Рабейну Там (см.), великий внук Раши (см.) и один из авторов Тосафот, посвятил обоснованию точки зрения Ибн Сарука специальное исследование — Ахраот.
Выдающиеся комментаторы Торы Раши и Рашбам (см.) широко использовали Махберет Ибн Сарука в своей работе.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?