Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раби Шмуэля бар Меира, одного из известнейших авторов Тосафот.

Рав Шмуэль бар Меир (известный как Рашбам) — один из четырех сыновей ученика великого Раши раби Меира и его дочери Йохевед. Он и все его братья: раби Яаков, раби Ицхак и раби Шломо — стали знатоками Торы и великими учителями еврейского народа.

Рашбам родился около 1085 года во Франции в городе Рамерю, расположенном близ Труа. Он изучал Тору еще у своего великого деда Раши.

Рашбам был одним из выдающихся еврейских мудрецов Франции этого времени и известным тосафистом. Главное письменное наследие Рашбама, а так же нескольких поколений их последователей — «Тосафот» («дополнения»). Это особый вид комментария к Талмуду, названный так, поскольку представляет собой дополнения к основному комментарию Раши.

Аналитический метод комментария, используемый тосафистами, служит дополнением к полученной от прошлых поколений традиции.

Одна из первых серьезных работ Рашбама — его комментарий к книге «Шир а-Ширим» («Песня Песней»), объясняющий аллегории этого созданного царем Шломо диалога между Вс-вышним и еврейским народом Он завершил также неоконченное толкование Раши к талмудическому трактату Бава Батра, написал комментарий к последней главе трактата Песахим. Его комментарии к Талмуду были более распространенными, чем у Раши, но в комментариях к Торе его отличает краткость. Он удовлетворяется объяснением простого смысла стиха, принимая во внимание, что агадот и толкования наших мудрецов непревзойденно разъяснены его дедом. Принимая или отвергая какое-нибудь толкование, Рашбам всегда мотивирует это коротко и ясно. Наиболее радикальным является Рашбам в толкованиях к «Коэлет» («Экклезиаст»), где, по его мнению, слова «суета сует» внесены редактором, а не автором произведения; редактору же книга обязана вообще своей нынешней формой.

В своих комментариях Рашбам стремился упростить толкование и исследовать внутренний смысл текста, сохраняя в то же время традиционное толкование, в тех случаях, когда оно согласуется с буквальным смыслом; а также доказать связь, существующую между стихами, которые на первый взгляд лишены этого.

Рашбам писал: «Все любящие чисто разумное должны всегда проникаться учением наших мудрецов, говорящих, что библейский стих, несмотря на агадические толкования талмудистов, никогда не утрачивает своего простого смысла. Но вследствие выраженного ими мнения, что наиболее достойным занятием человека является изучение Талмуда, комментаторы потеряли способность толковать библейские стихи согласно их простому смыслу. Даже мой дед р. Шломо (Раши) был приверженцем этой школы. У меня был спор с ним по этому поводу, и он согласился, что ему следовало бы пересмотреть свои комментарии, если бы он имел на то время».

Вместе с рабейну Тамом Рашбам возглавил съезд выдающихся знатоков Торы. На нем были приняты важные постановления, целью которых было укрепление автономии еврейских общин. Были введены некоторые установления, касающиеся жизни семьи. Например, мужу запрещалось оставлять свой дом на срок более полутора лет.

Во времена кровавых наветов и фанатичной разнузданности несоблюдение еврейских законов и обычаев могло привести к новым бедам и несчастьям. На съезде мудрецы постановили также отлучать от общины доносчиков и евреев, восстанавливающих иноверцев против своих собратьев. Запрещено было предоставлять еврею власть над своими собратьями, чтобы у него не было искушения использовать эти возможности против своего народа.

Рашбам умер около 1174 года.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.