Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Самопожертвование, Раби Йеуда бен Бава, Мудрецы Мишны, Александр Кац
Раби Йеуда бен Бава — один из выдающихся мудрецов ешивы в Явнэ, ближайший соратник р. Акивы.
Отличался особенным благочестием: в течение 56 лет он постился каждый день от рассвета до заката, а с восьми лет спал только «сном лошади» — не более получаса подряд, чтобы посвящать как можно больше времени служению Всевышнему ( Седер адорот). В Иерусалимском Талмуде сказано, что «все поступки совершались им во имя Небес» ( Сота 9:10).
Когда стало известно, что римляне казнили р. Акиву, р. Йеуда бен Бава собрал его учеников и продолжил обучать их.
В Талмуде ( Санхедрин 13а-14б) рассказывается, что указом императора Адриана запрещалось также совершать смиху — посвящать учеников в раввины и судьи. Римляне объявили, что будут казнены и тот, кто дает смиху, и тот, кто посвящается в раввины, а город, в котором произойдет посвящение, будет разрушен. «И тогда р. Йеуда бен Бава, расположившись в горной лощине между двумя городами, Уша и Шфарам, посвятил в раввины пятерых учеников», среди которых были р. Меир (см.), р. Йеуда бен Илай (см.), р. Шимон бар Йохай (см.), р. Йоси бен Халафта (см.), а, по некоторым сведениям, также р. Нехемья (см.).
Когда римляне их обнаружили, р. Йеуда бен Бава приказал ученикам, оставив его, укрыться в горах. Римляне казнили его на месте, «вонзив в него 300 железных пик» ( Авода зара 8б). Он погиб в возрасте 70 лет ( Седер адорот). В Талмуде сказано, что цепь посвящения не прервалась «только благодаря р. Йеуде бен Баве» ( Авода зара там же).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»