Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава Санедрина в период после разрушения Второго Храма

Раби Йеошуа бен Хананья – ближайший ученик р. Йоханан бен Закая. Р. Йоханан говорил о нем: «Счастлива женщина, родившая его!» (Авот 2:8).

Известно, что мать р. Йеошуа, когда была беременна им, просила всех знатоков Торы в Иерусалиме молиться за нее, чтобы у нее родился будущий мудрец. А когда он появился на свет, мать приносила его колыбель в дом учения, чтобы его уши с младенчества впитывали слова Торы (Иерусалимский Талмуд, Йевамот 1:6).

Раби Йеошуа получил от р. Йоханана бен Закая смиху (посвящение в раввины), а также изучал вместе с ним сокровенное разделы Торы (Хагига 14б). Он был знатоком магии и успешно противостоял оккультным силам, представляющим для людей опасность (Седер адорот). Кроме того, р. Йеошуа владел многими языками и обладал обширными знаниями в математике и астрономии (Орайот 10а).

Раби Йеошуа происходил из рода левитов: обладая исключительно красивым голосом, он принимал участие в храмовом служении в качестве псалмопевца (Арахин 11б). Посвятив все свои помыслы изучению Торы, р. Йеошуа жил в крайней бедности, зарабатывая на хлеб ремеслом кузнеца, а, по некоторым сведениям, и ремеслом угольщика (Седер адорот).

Раби Йеошуа был одним из двух учеников, которые вынесли р. Йоханан бен Закая, завернутого в саван, из осажденного Иерусалима (Гитин 56а). И когда рабан Йоханан воссоздал в Явнэ Санхедрин, р. Йеошуа стал его членом, а затем и его главой. Многие законы, зафиксированные в Мишне и Талмуде, переданы от его имени. Но даже став верховным судьей Израиля, р. Йеошуа по-прежнему кормился своим ремеслом (Брахот 28а).

Вместе с другими главами поколения р. Йеошуа входил в посольство, направленное в Рим для того, чтобы способствовать отмене антиееврейских указов. Он успешно участвовал в диспутах с философами афинской школы, с ранними христианами, а также с римским императором Адрианом.

Рассказывается, что император потребовал, чтобы р. Йеошуа показал ему еврейского Б-га. «Ты не можешь Его увидеть», — ответил мудрец. Но поскольку император заупрямился, р. Йеошуа вывел его под палящие лучи солнца и сказал: «Взгляни на него». «Не могу», — признался император. «Ну, уж если на солнце, одного из Его служителей, ты не в состоянии взглянуть, то и на Шехину тем более не сможешь» (Хулин 60а).

Раби Йеошуа подготовил целый ряд выдающихся учеников — среди них: гер Ункелус (см.), р. Шимон бен Зома (см.) и р. Шимон бен Азай (см.).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.