Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография выдающегося законоучителя, духовного лидера своего поколения

Раби Яаков бар Моше Алеви Мёллин (Маариль 5120–5187 /1360–1427/ гг.) — выдающийся законоучитель, духовный лидер своего поколения.

Родился в Майнце. Изучал Тору у своего отца р. Моше бар Икутиэля, главы общины Майнца. Затем учился в Австрии у р. Меира Сегаля из Вены (Маарама Сегаля; см.) и р. Авраама Клойзнера (Маарака; см.). Основным его наставником в Австрии стал р. Шолом бар Ицхак (Маараш; см.) из Нойштадта, — именно он оказал определяющее влияние на формирование взглядов молодого знатока Торы. Р. Яаков получил от своих учителей почетный титул Морейну (наш наставник), позволяющий быть судьей, а также заключать и расторгать браки.

В течение ряда лет Маариль странствовал по городам Германии, Австрии и северной Италии, изучая обычаи ашкеназских общин, частично уничтоженных и рассеянных погромами 5108 /1348/ года — в период эпидемии «черной смерти». Многие из этих обычаев были сохранены от забвения именно благодаря Маарилю и его ученикам.

Завершив свои странствия, Маариль основал ешиву в г. Майнце — многие из учеников жили прямо у него дома. Среди его учеников были духовные лидеры следующего поколения ашкеназских евреев — р. Яаков Вайль (Маарив; см.), р. Исраэль Исерлин (Маарай; см.), написавший книгу Трумат адешен, и р. Йосеф Колон (Маарик; см.).

Евреи Германии видели в Маариле главу своего поколения, из многих общин обращались к нему с алахическими вопросами. Триста пятьдесят его респонсов (тшувот) собраны в книгу Шеилот утшувот Маариль, которая впервые напечатана в Венеции в 5309 /1549/году.

Многочисленные законодательные решения Маариля, а также обычаи, которых он придерживался, приведены в книге Минъагей Маариль (Обычаи Маариля), составленной по записям его учеников. Маариль придавал особое значение неукоснительному соблюдению народных обычаев и традиций — он учил, что «каждый обычай наших отцов основан на тайных знаниях, в любом из этих обычаев нет ничего незначительного или случайного».

Маариль был выдающимся знатоком двух основных ответвлений ашкеназской традиции. Среди евреев прирейнских городов, Майнца, Шпеера, Вормса, Кельна и Франкфурта, сложился так называемый минъаг Рейнус (рейнские обычаи), а в восточных областях Германии и Австрии — минъаг Ойстрах (австрийские обычаи). С обычаями австрийских общин Маариля познакомили его учителя в Вене; сам же он соблюдал и кодифицировал именно минъаг Рейнус, воспринятый им ещё в родительском доме.

Маариль был прославленным шацем (шац — сокращение от шалиах цибур — ведущий общинную молитву). Соблюдаемые им традиции ведения молитвы, а также многие его мелодии стали общепринятыми среди ашкеназских евреев.

Псаки (алахические решения) и обычаи Маариля определили ашкеназскую трактовку многих законов — большинство его псаков выдающийся кодификатор Рамо (см.) внес в свою книгу Мапа (Скатерть), ставшую интегральной частью кодекса Шульхан Арух.

Маариль скончался в Вормсе — на 21 день месяца элуль 5187 /1427/ года.

С разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.