Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Земля Израиля, Талмуд, Амораим, Алия, Александр Кац
Раби Зейра — выдающийся праведник и мудрец, оказавший влияние на поколение знатоков Торы и в Земле Израиля, и в изгнании.
Родился в Вавилонии; учился у р. Уны (см.), руководителя ешивы в Суре, и у р. Йеуды бар Йехезкеля (см.), руководителя ешивы в Пумбедите (Менахот 29а, Брахот 39а).
Р. Зейра стремился совершенствоваться в познании Торы на Святой Земле. Вопреки запрету своего наставника р. Йеуды, он тайно покинул Пумбедиту и, добравшись до Йордана, переправился через него, ухватившись за веревку, протянутую прямо над водой от одного берега до другого — он вступил на Святую Землю мокрым до нитки. На вопрос, почему он действовал настолько поспешно, что даже не нашел перевозчика или мост, р. Зейра ответил: «Кто мог мне гарантировать, что я удостоюсь войти в страну, в которую не удостоились попасть даже Моше и Аарон» (Ктубот 110б-111а, 112а; ИТ Швиит 4:7).
Р. Зейра пришел в Тверию; он учился у р. Йоханана (см.) и р. Шимона бен Лакиша (см.), а затем и у их преемников — р. Ами бен Натана (см.) и р. Аси (см.).
Рассказывается, что р. Зейра держал сто постов с целью «забыть пути изучения Торы, принятые в Вавилонии» (Бава меция 85а) — чтобы навыки, полученные в ешивах Суры и Пумбедиты, не мешали ему в полной мере овладеть методами анализа, принятыми в Святой Земле. Объясняя столь существенное изменение своих подходов к постижению законов Торы, р. Зейра говорил: «Сам воздух Земли Израиля умудряет» (Бава батра 158б).
Р. Зейра получил смиху от мудрецов Тверии (Ктубот 43б, Раши; Санхедрин 14а).
Талмуд повествует: р. Зейра молился, «чтобы над ним не властвовал огонь Геинома» — ради этого он выдержал еще сто постов. Каждые 30 дней он устраивал испытание обыкновенным, земным огнем: «р. Зейра разжигал печь, заходил в нее — и огонь не причинял ему вреда» (Бава меция 85а).
Раби Зейра удостоился исключительного долголетия. На расспросы учеников, в заслугу чего он получил этот дар, р. Зейра перечислил несколько самых «простых» причин: он сказал, что «никогда в жизни не придирался к своим домашним, …и никогда не проходил четырех локтей без тфилин и не размышляя о Торе, и ни разу в жизни не задремывал в доме учения, и не разу не радовался несчастью своего ближнего» (Мегила 28а).
Ближайшим учеником р. Зейры был р. Ирмия (см.), один из лидеров следующего поколения мудрецов Земли Израиля.
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо