Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац, Франция
Раби Моше бар Яаков из Куци – выдающийся законоучитель и тосафист, автор книги Сефер мицвот гадоль Смаг).
Родился во французском городе Куци. Учился у р. Шимшона из Шанца (Раш; см.), однако основным его наставником в Торе был р. Йеуда Сир Леон из Парижа (см.).
Как и его учителя, он составлял Тосафот – дополнительные комментарии к Талмуду (его комментарии под названием Тосафот яшаним опубликованы рядом с основным текстом трактата Йома).
Раби Моше прославился в качестве странствующего проповедника. В 4996 /1236/ году он прибыл в Испанию, где многие евреи, особенно на севере страны, уже оторвались от традиционного образа жизни – они стремились во всем уподобиться своим христианским соседям и ради материального преуспевания готовы были отказаться от своих корней. Многие из них уже не накладывали тфилин, на дверях не было мезуз, основным предметом изучения становились светские науки и философия. Переходя из города в город, р. Моше обращался к евреям со страстными и мудрыми проповедями, доходящими до сердец, – под их влиянием тысячи и десятки тысяч евреев возвратились к соблюдению заповедей.
Спустя четыре года р. Моше вернулся во Францию. В 5001 /1241/ году, согласно приказу короля Людовика IX, его и еще трех духовных лидеров еврейской общины принудили участвовать в диспуте с выкрестом Николаем Дониным, обвинявшем евреев в том, что в Талмуде якобы подвергаются поношению все основы христианской религии. Диспут завершился тем, что по указу короля были собраны все найденные во Франции свитки Талмуда, привезены в Париж на двадцати четырех огромных подводах и публично сожжены на одной из площадей города. Изучение Талмуда и создание новых его копий было запрещено.
В этот период р. Моше из Куци начал работу над законодательным кодексом, получившим название (Большая книга заповедей) – чаще эту книгу называют сокращенным именем Смаг. Создавая книгу, р. Моше стремился к тому, чтобы она смогла заменить Талмуд в период, когда сам Талмуд недоступен и его изучение запрещено.
Кодекс Смагвключает в себя шестьсот тринадцать заповедей Торы, разделенных на два основных раздела: предписывающие заповеди – «Делай» и запретительные – «Не делай». При отборе и организации материала, а также и в интерпретации заповедей, р. Моше опирался, в основном, на Сефер Амицвот (Книгу заповедей) Рамбама (см.) и Сефер Аереим (Книгу трепещущих) р. Элиэзера из Меца (см.).
По завершении работы, специально изготовленные копии книги были посланы и евреям Испании, чтобы они могли руководствоваться ею в своей повседневной жизни.
Во всех общинах диаспоры книга была принята в качестве одного из фундаментальных алахических кодексов.
В последующих поколениях эта книга многократно переиздавалась и комментировалась – среди наиболее выдающихся ее комментаторов были р. Элияу Мизрахи (см.) и Мааршаль (см.).
Младший современник р. Моше, р. Ицхак из Корбеля (см.), написал сокращенный вариант этой книги, получивший название Сефер мицвот катан (Малая книга заповедей).
печатается с разрешения издательства "Швут Ами"
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?