Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография одного из наиболее выдающихся исследователей Талмуда

Раби Йом-Тов бар Авраам Асевили(Ритва; 5010-5090 /1250-1330/ гг.) – духовный лидер своего поколения, один из наиболее выдающихся исследователей Талмуда.

Родился в Севильи.

Изучал Тору в Барселоне у Рашбы (см.) и у р. Аарона Алеви, ближайших учеников Рамбана (см.).

В 5040 /1280/ году он стал даяном (судьей) в Сарагосе.

После смерти своих наставников Ритва, наряду с Рошем (см.), стал духовным лидером поколения.

Ритва написал хидушим (аналитические заметки) к большинству трактатов Талмуда. В этих заметках он приводит и мнения авторов Тосафот из Франции и Германии, и мнения мудрецов Испании и Прованса, а также сообщает свои собственные наблюдения и открытия. Его хидушим отличаются глубиной проникновения в проблему в сочетании с удивительной простотой, предельной точностью и ясностью выражения мысли.

Заметки Ритвы, наряду с комментариями Раши (см.) и Рашбы, относятся к числу наиболее изучаемых. Они выдержали множество изданий и являются необходимым пособием при углубленном постижении Талмуда.

Перу Ритвы принадлежит также Сефер Азикарон (Книга памяти) – в этом философском трактате он защищает книгу Рамбама (см.) Море невухим (Путеводитель заблудших) от критических нападок Рамбана. По мнению Ритвы, обе точки зрения в этом споре гигантов Торы не исключают друг друга, поскольку «у Торы семьдесят лиц». Разница лишь в том, что Рамбам приходит к своим выводам путем логического анализа, а Рамбан – путем кабалы (используя собственную терминологию Рамбана, «бедерех аэмет» – путем истины).

Ритва умер в Сарагосе в 5090 /1330/ году.

В 5719 /1959/ году, по единственной сохранившейся рукописи, привезенной из Йемена, были изданы респонсы Ритвы.

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.