Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Реувен Пятигорский рассказывает о жизни великого комментатора раби Авраама Ибн-Эзры

Раби Авраам Ибн-Эзра (о себе писал – Авраам бен Меир). Знаменитый толкователь Торы, признанный поэт, блестящий грамматик иврита, философ. Родился в Толедо в 1089 году; умер в 1167 года, - по различным мнениям похоронен или в Риме, или Кастилии, или Стране Израиля, куда всю жизнь стремился и которую, возможно, впервые посетил на пути из Каира в Багдад.

Ещё на родине, до начала своих великих странствий, прославился эрудицией и образованностью практически во всех сферах знания тогдашней эпохи. Кроме замечательных эрудических сборников, оставил после себя труды по астрономии и математике. Путешествуя из страны в страну, участвовал в дискусиях, писал статьи и книги. Вот только некоторые из стран, куда занесла его судьба: Южная Франция, Италия, Северная Африка, Египет, Ирак, Северная Франция (где его принимали два великих внука Раши – рабейну Там и Рашбам), Лондон. Как видим, Ибн-Эзра побывал во всех главных ценрах еврейской учености. И везде выступал не как ученик, а как признанный мудрец, щедро делящийся с другими своими обширными знаниями.

И все же главным делом его жизни следует признать комментарий на Хумаш (Пятикнижие). Откройте любой том «Микраот Гдолот» и там обязательно найдёте имя раби Авраама Ибн-Эзра. Он немногословен, но исключительно точен. Областью его интереса является «пшат», - самый простой уровень толкования, который даёт конкретное описание смысла Торы. Без «пшата» нельзя проникнуть в более глубокие пласты Писания.

Мы упомянули, что место смерти великого учёного неизвестно. Но откуда известен год его смерти? Об этом он сам написал перед кончиной, когда комментировал стих Торы (глава Лех-Леха, 12:4): «Аврааму было семьдесят пять лет при его выходе из Харана». Вот его слова: «Я – Авраам, и мне семьдесят пять лет. Я выхожу из Харана, из этой жизни, и ухожу в грядущий мир. Вся моя жизнь была годами бедности и скитаний. Шёл я тропами галута (еврейкого рассеяния) – и нигде не останавливался...»


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»